1.
Понятие о чувствах, эмоциях и их видах.
Эмоциональные состояния
Взаимодействуя с
окружающим миром, человек определенным
образом относится к нему, испытывает
какие-либо чувства к тому, что вспоминает,
воображает, о чем думает.
Переживание
человеком своего отношения к тому, что
он делает или познает, к другим людям,
к самому себе, называют чувствами и
эмоциями.
Чувства и эмоции
— взаимосвязанные, но различающиеся
явления эмоциональной сферы личности.
Эмоциями
считают более простое, непосредственное
переживание в данный момент, связанное
с удовлетворением или неудовлетворением
потребностей. Проявляясь как реакции
на предметы окружающей обстановки,
эмоции связаны с первоначальными
впечатлениями. Первое впечатление
от чего-либо носит чисто эмоциональный
характер, является непосредственной
реакцией (страх, гнев, радость) на
какие-то внешние его особенности.
Чувство
— это более сложное, чем эмоции,
постоянное,
устоявшееся отношение личности к
тому, что она познает и делает, к объекту
своих потребностей.
Чувства характеризуются устойчивостью
и длительностью, измеряемой месяцами
и годами жизни их субъекта. Чувства
свойственны только человеку, они
социально обусловлены и представляют
собой высший продукт культурно-эмоционального
развития человека. Чувство долга,
собственного достоинства, стыд, гордость
— исключительно человеческие чувства.
Эмоции, связанные с удовлетворением
физиологических потребностей, имеются
и у животных, но у человека даже эти
эмоции несут на себе печать общественного
развития. Все эмоциональные проявления
человека регулируются социальными
нормами. Человек нередко подчиняет
физиологические потребности более
высоким, специфически человеческим
духовным потребностям.
Источниками эмоций
и чувств являются, с одной стороны,
отражаемая в нашем сознании окружающая
действительность, а с другой — наши
потребности. Те предметы и явления,
которые не имеют отношения к нашим
потребностям и интересам, не вызывают
у нас заметных чувств.
Физиологической
основой чувств прежде всего являются
процессы, происходящие в коре головного
мозга. Кора головного мозга регулирует
силу и устойчивость чувств. Переживания
вызывают процессы возбуждения, которые,
распространяясь по коре больших
полушарий, захватывают подкорковые
центры. В отделах мозга, лежащих ниже
коры больших полушарий, находятся
различные центры физиологической
деятельности организма: дыхательной,
сердечно-сосудистой, пищеварительной
и секреторной. Именно поэтому возбуждение
подкорковых центров вызывает усиленную
деятельность ряда внутренних органов.
В связи с этим переживание чувств
сопровождается изменением ритма дыхания
и сердечной деятельности, нарушается
функционирование секреторных желез
(слезы от горя, пот от волнения). Таким
образом, при переживании чувств, при
эмоциональных состояниях наблюдается
либо повышение, либо понижение
интенсивности разных сторон
жизнедеятельности человека. При
одних эмоциональных состояниях мы
испытываем прилив энергии, чувствуем
себя бодрыми, работоспособными, при
других наблюдается упадок сил, скованность
мускульных движений.
Необходимо иметь
в виду, что неразрывная связь коры
головного мозга и подкорковой области
позволяет человеку контролировать
физиологические процессы, происходящие
в организме, сознательно управлять
своими чувствами.
Выделяют три пары
наиболее простых эмоциональных
переживаний.
“Удовольствие
— неудовольствие “.
Удовлетворение физиологических,
духовных и интеллектуальных потребностей
человека отражается как удовольствие,
а неудовлетворение — как неудовольствие.
“Напряжение—разрешение”.
Эмоция напряжения связана с созданием
нового или ломкой старого образа жизни
и деятельности. Завершение этого
процесса переживается как эмоция
разрешения (облегчения).
“Возбуждение—
успокоение “.
Эмоция возбуждения определяется
импульсами, идущими в кору головного
мозга из подкорки. Расположенные
здесь эмоциональные центры активизируют
деятельность коры. Торможение корой
импульсов, идущих из подкорки,
переживается как успокоение.
Различают также
стенические (греч. “стенос” — сила)
и астенические (греч. “астенос”
— слабость, бессилие) эмоции. Стенические
эмоции
повышают активность, энергию и вызывают
подъем, возбуждение, бодрость (радость,
боевое возбуждение, гнев, ненависть).
При стенических эмоциях человеку трудно
молчать, трудно не действовать
активно. Переживая сочувствие товарищу,
человек ищет способ помочь ему.
Астенические
эмоции уменьшают активность, энергию
человека, сокращают жизнедеятельность
(печаль, тоска, уныние, подавленность).
Астенические эмоции характеризуются
пассивностью, созерцательностью,
расслабляют человека. Сочувствие
остается хорошим, но бесплодным
эмоциональным переживанием.
Чувства обычно
классифицируют по
содержанию.
Принято выделять следующие виды
чувств: моральные, интеллектуальные и
эстетические.
В зависимости от
сочетания скорости, силы и продолжительности
чувств различают виды
эмоциональных состояний,
основными из которых являются
настроение, страсть, аффект, воодушевление,
стресс и фрустрация.
Настроение
— это эмоциональное состояние, которое
отличается слабой или средней силой
и значительной устойчивостью. То или
иное настроение может продолжаться
целые дни, недели, месяцы. Это не
специальное переживание по поводу
какого-либо конкретного события, а
“разлитое” общее состояние.
Настроение обычно “окрашивает”
все другие эмоциональные переживания
человека, отражается на его активности,
стремлениях, действиях и поведении.
Страсть же
является длительным и устойчивым
эмоциональным состоянием. Но, в
отличие от настроения, страсть
характеризуется сильным эмоциональным
накалом. Страсть возникает при сильном
стремлении к определенным действиям,
к достижению какой-либо цели и помогает
этому достижению. Позитивные страсти
служат стимулом к большой созидательной
деятельности человека. Страсть —
это длительное, устойчивое и глубокое
чувство, ставшее характеристикой
личности.
Аффектами
называются чрезвычайно сильные, быстро
возникающие и бурно протекающие
кратковременные эмоциональные состояния
(аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия
человека при аффекте происходят в виде
“взрыва”. Сильное эмоциональное
возбуждение проявляется в бурных
движениях, в беспорядочной речи. Иногда
аффект проявляется в напряженной
скованности движений, позы или речи
(например, это может быть растерянность
при приятном, но неожиданном известий).
Аффекты негативно сказываются на
деятельности человека, резко снижая
уровень ее организованности. В
состоянии аффекта у человека может
наблюдаться временная потеря волевого
контроля за своим поведением, он
может совершать необдуманные поступки.
Любое чувство может переживаться в
аффективной форме. Аффект — это уже не
радость, а восторг, не горе, а отчаяние,
не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты
возникают при ослаблении воли и являются
показателями несдержанности, неспособности
человека к самообладанию.
Воодушевление
как эмоциональное состояние проявляется
в различных видах деятельности. Оно
характеризуется большой силой и
устремленностью к определенной
деятельности. Воодушевление возникает
в тех случаях, когда цель деятельности
ясна и результаты ярко представляются,
при этом как нужные, ценные. Воодушевление
часто переживается как чувство
коллективное, при этом чем больше людей
охвачено чувством воодушевления, тем
сильнее это чувство переживается каждым
человеком в отдельности. Особенно
часто и наиболее ярко это эмоциональное
состояние проявляется в творческой
деятельности людей. Воодушевление
— это своеобразная мобилизация всех
лучших душевных сил человека.
Стресс
(англ. 51ге85 — напряжение) представляет
собой состояние чрезмерно сильного
и длительного психологического
напряжения, которое возникает у
человека, когда его нервная система
получает эмоциональную перегрузку.
Впервые слово “стресс” употребил
канадский ученый-биолог Г.Селье
(1907—1982). Он же ввел понятие “фазы
стресса”, выделив стадии тревоги
(мобилизации защитных сил), резистентности
(приспособления к трудной ситуации)
и истощения (последствия длительного
воздействия стресса). Стресс вызывается
экстремальными для данной личности
условиями и переживается с большой
внутренней напряженностью. Стресс могут
вызвать опасные условия для жизни и
здоровья, большие физические и умственные
перегрузки, необходимость принимать
быстрые и ответственные решения. При
сильном стрессе учащаются сердцебиение
и дыхание, повышается кровяное давление,
возникает общая реакция возбуждения,
выраженная в той или иной степени
дезорганизации поведения (беспорядочные,
нескоординированные движения и жесты,
сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются
растерянность, трудности в переключении
внимания, возможны ошибки восприятия,
памяти, мышления. Стресс дезорганизует
деятельность человека, нарушает
нормальный ход его поведения. Частые
и длительные стрессы оказывают негативное
воздействие на физическое и психическое
здоровье человека. Однако при слабом
стрессе появляются общая физическая
собранность, активизация деятельности,
ясность и четкость мысли, сообразительность.
Фрустрация —
это психологическое состояние
дезорганизации сознания и деятельности
личности, вызванное объективно
непреодолимыми (или субъективно так
понимаемыми и переживаемыми)
препятствиями на пути к очень желаемой
цели. Это внутренний конфликт между
направленностью личности и объективными
возможностями, с которыми личность не
согласна. Фрустрация проявляется тогда,
когда степень неудовлетворения выше
того, что человек может вынести, т.е.
выше порога фрустрации. В состоянии
фрустрации человек испытывает особо
сильное нервно-психическое потрясение.
Оно может проявляться как крайняя
досада, озлобленность, подавленность,
полное безразличие к окружению,
неограниченное самобичевание.
2.
Функции эмоций и чувств, их значение в
жизни человека
Эмоции и чувства
выполняют следующие функции. Сигнальная
(коммуникативная) функция выражается
в том, что эмоции и чувства сопровождаются
выразительными движениями:
мимическими
(движение мышц лица), пантомимическими
(движение мышц тела, жесты), изменениями
голоса, вегетативными изменениями
(потоотделение, покраснение или
побледнение кожи). Эти проявления эмоций
и чувств сигнализируют другим людям о
том, какие эмоции и чувства переживает
человек; они позволяют ему передать
свои переживания другим людям,
информировать их о своем отношении
к предметам и явлениям окружающей
действительности.
Регулятивная
функция выражается в том, что стойкие
переживания направляют наше поведение,
поддерживают его, заставляют
преодолевать встречающиеся на пути
препятствия. Регулятивные механизмы
эмоций снимают избыток эмоционального
возбуждения. Когда эмоции достигают
крайнего напряжения, происходит их
трансформация в такие процессы, как
выделение слезной жидкости, сокращение
мимической и дыхательной мускулатуры
(плач).
Отражательная
(оценочная) функция выражается в
обобщенной оценке явлений и событий.
Чувства охватывают весь организм и
позволяют определить полезность или
вредность воздействующих на них
факторов и реагировать, прежде чем будет
определено само вредное воздействие.
Побудительная
(стимулирующая) функция. Чувства как бы
определяют направление поиска,
способное обеспечить решение задачи.
Эмоциональное переживание содержит
образ предмета, удовлетворяющего
потребности, и свое пристрастное
отношение к нему, что и побуждает человека
к действию.
Подкрепляющая
функция выражается в том, что значимые
события, вызывающие сильную
эмоциональную реакцию, быстро и надолго
запечатлеваются в памяти. Так, эмоции
“успеха — неуспеха” обладают
способностью привить любовь к какому-либо
виду деятельности или угасить ее.
Переключательная
функция обнаруживается при конкуренции
мотивов, в результате которой определяется
доминирующая потребность (борьба
между страхом и чувством долга).
Привлекательность мотива, его близость
личностным установкам направляет
деятельность личности в ту или другую
сторону.
Приспособительная
функция. Эмоции возникают как средство,
при помощи которого живые существа
устанавливают значимость тех или иных
условий с целью удовлетворения актуальных
для них потребностей. Благодаря вовремя
возникшему чувству организм имеет
возможность эффективно приспособиться
к окружающим условиям.
Соседние файлы в папке Психология (заочники)
Эта статья — об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс.
Шестнадцать гравюр, изображающих человеческие эмоции, 1821 г.
Эмоции, как и многие другие психические явления, понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.
В современной науке существует пять направлений в определении связи эмоций и чувств:
ВидыПравить
- Отрицательная;
- Положительная;
- Нейтральная;
- Нетрадиционная;
- Статическая;
- Динамическая.
Описание и методы изученияПравить
Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.
- Исследования на нейрофизиологическом уровне
Хирургические удаления и поражения (по этическим соображениям метод удалений применим только на животных. Иногда, впрочем, приходится проводить операции на мозге человека не ради неэтичного эксперимента, а, скажем, чтобы продлить жизнь онкобольного. В этом случае можно отслеживать побочные эффекты)Вживление электродов для прямой стимуляции мозга (обладает побочными эффектами из-за иррадиации возбуждения)Психофизиологические исследования (экспериментальный стресс с измерением ряда функций) - Хирургические удаления и поражения (по этическим соображениям метод удалений применим только на животных. Иногда, впрочем, приходится проводить операции на мозге человека не ради неэтичного эксперимента, а, скажем, чтобы продлить жизнь онкобольного. В этом случае можно отслеживать побочные эффекты)
- Вживление электродов для прямой стимуляции мозга (обладает побочными эффектами из-за иррадиации возбуждения)
- Психофизиологические исследования (экспериментальный стресс с измерением ряда функций)
- Изучение эмоциональной экспрессии, произвольной (демонстрация определённого выражения эмоций) и спонтанной.
Метод FAST, Facial Affect Scoring Technique — сравнение зон лица с атласом выразительных фотографий и определение эмоции по совокупности.Естественное наблюдение эмоциональной экспрессии (имеет ограничения из-за неразличимости кратковременных эмоциональных проявлений)Узнавание эмоциональных выражений - Метод FAST, Facial Affect Scoring Technique — сравнение зон лица с атласом выразительных фотографий и определение эмоции по совокупности.
- Естественное наблюдение эмоциональной экспрессии (имеет ограничения из-за неразличимости кратковременных эмоциональных проявлений)
- Узнавание эмоциональных выражений
- Феноменология эмоций: шкалы самооценки «ощущения эмоций».
Границы понятияПравить
Специалисты проводят различие между понятием «эмоция» и понятиями «чувство», «аффект», «настроение» и «переживание».
Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
ОсобенностиПравить
Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными, либо амбивалентными. Количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций.
Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов. В общем виде их вклад позволяет оценить формула Симонова.
Кроме того, интенсивность эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается при нарушениях целостности его шейных сегментов.
В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч. — сила) и астенические (от др.-греч. — бессилие). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).
ФизиологияПравить
Известно, что не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и произвольная мимика инициирует появление эмоций, то есть присутствует обратная связь. Человек, пытающийся изобразить эмоцию на своём лице и в своём поведении, начинает в той или иной степени на самом деле её испытывать.
Эмоции и стресс
Слишком сильные эмоции, независимо от их валентности, являются стрессорами — утомляют организм и вводят его в состояние стресса. При продолжительном воздействии это приводит к различным проблемам, в том числе и физиологическим.
Формулы эмоцийПравить
Широкое признание приобрела созданная советским психофизиологом П. В. Симоновым формула, в краткой символической форме представляющая совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции.
Э П Ин-Ис
В формуле Симонова фигурирует величина Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности. Это означает, что потребность ещё не удовлетворена, то есть ситуация по удовлетворению потребности ещё не завершилась. Эмоции, возникающие до завершения ситуации называются предшествующими. Таким образом формула Симонова применима, в лучшем случае, только к предшествующим эмоциям.
Кроме предшествующих есть так называемые констатирующие эмоции, возникающие после завершения ситуации. Для констатирующих эмоций Константином Владимировичем Анохиным разработана теория эмоций, которая утверждает, что знак и сила эмоции определяются степенью достижения цели. Если цель достигнута, то возникает положительная эмоция, если не достигнута, то отрицательная.
Мимические проявленияПравить
Мимика — универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.
Существует так называемый феномен «эмоционального заражения» — эмоции, особенно в среде стадных животных, проявленные в поведении одной особью, вызывают сходные эмоции у других особей, которые эти проявления наблюдают. В человеческой среде этот эффект так же присутствует и особенно заметен в поведении толп.
МикровыраженияПравить
Согласно теории Пола Экмана, эмоции человека сопровождаются микровыражениями, короткими непроизвольными выражениями лица (длительность микровыражения составляет от 40 до 200 миллисекунд), появляющимися на лице человека, пытающегося скрыть или подавить эмоцию. Микровыражения не поддаются сознательному контролю, то есть появляются независимо от желания человека.
Психологические теории эмоцийПравить
По ряду вопросов о внутренней структуре, функциях и другим особенностям эмоций в психологии до сих пор нет единого мнения. Существует целый ряд теорий, пытающихся дать свои ответы на эти вопросы — например, биологическая теория Дарвина.
Формальные модели эмоцийПравить
Формальные модели эмоций в исследованиях по искусственному интеллекту ставят целью определение эмоций в форме применимой для конструирования роботов. Основными подходами в настоящее время являются OCC (Ortony-Clore-Collins) модель и так или иначе основанные на ней KARO, EMA, CogAff, модель Фоминых-Леонтьева, модель PAD (Pleasure-Arousal-Dominance), предложенная Mehrabian, и модель Плутчика.
Эмоциональный откликПравить
Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж — восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония — способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (чувствовать себя в гармонии с природой, с людьми или человеком). Это эмоциональное созвучие.