Формирование и развитие личности в психологии

Формирование и развитие личности в психологии Психология

Эксперт по предмету «Психология»

Задать вопрос автору статьи

Личность как субъект общественных отношений обладает структурной целостностью: она не состоит из разрозненных кусочков, а представляет неделимое образование особого рода. Однако данная целостность не является генотипически обусловленной, что служит подтверждением распространенного в психологии мнения: личностью не рождаются, личностью становятся. Поэтому неправомерно говорить о личности новорожденного или младенца, несмотря на то, что особые черты их индивидуальности проявляются уже на ранних этапах онтогенеза.

Развитие и формирование личности – это процессы, которые часто не совпадают с этапами биологического развития (взросления, старения) индивида. Это достаточно сложные интегративные процессы, для рассмотрения которых в науке предлагаются несколько подходов.

Биогенетический подход к формированию и развитию личности

Одним из самых сложных вопросов современной научной мысли является проблема соотношения в человеке биологического и социального. В психологической литературе данная проблема представлена под разными названиями: соотношение наследственности и среды, субъективных и объективных факторов развития личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; соотношение общественного и индивидуального в поступках личности и ее восприятии мира и др. Ввиду очевидных причин данная проблема признается исследователями одной из самых сложных и противоречивых, поэтому и предлагаются к рассмотрению различные концепции развития личности.

В концепциях «среды» поведение человека рассматривается как результат воздействия на него внешних средовых факторов и совокупности обстоятельств, анализ которых позволяет сформулировать общие закономерности жизни личности. Например, сложно отрицать, что поведение человека меняется в зависимости от того, где он пребывает: на работе, в семье, в кругу друзей и т. д. Распространена точка зрения, согласно которой человек под влиянием значимого окружения меняет поведение, вплоть до копирования манер, следования выбранной социальной роли. Кроме того, у людей, относящихся к разным этнокультурным группам, разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Анализ личности становится невозможным без учета «внешних» обстоятельств. В сфере перечисленных фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды».

Полезно для написания работы по теме «Личность, ее формирование и развитие» ?

Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.

80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.

Помощь в написании работы

Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.

С точки зрения концепции «наследственности» формирование и развитие личности строится на врожденных задатках, генотипе человека. Сторонниками данного подхода принято утверждение, что какой бы ни была «среда», действительно талантливые личности смогут реализовать свой потенциал вне зависимости от возникающих препятствий.

В рамках биогенетического подхода отдается приоритет природе как источнику и движущей силе развития человека. Основным детерминантом развития признается наследственность. Поэтому развитие мыслится не как появление чего-то качественно нового, а как реализация уже заложенных природой задатков. Сторонниками данной точки зрения утверждается особая значимость эндогенных (внутренних) причин развития психики личности. В качестве аргумента предлагается тот факт, что в родословной И. С. Баха были несколько десятков музыкантов, таким образом, феномен творчества И. С. Баха является ярким примером наследования задатков музыкальных способностей.

К числу первых биогенетических теорий относится концепция рекапитуляции С. Холла. Исследователь полагал, что развитие ребенка кратко отражает этапы развития всего человечества.

В соответствии с этим С. Холлом был сформулирован закон послеутробного развития: «онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества». Ранее нечто подобное утверждалось в отношении эмбриона Э. Геккелем и И. Мюллером: «в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет те стадии, которые проходит данный вид в онтогенезе».

По мнению С. Холла, если зародыш в течение 40 недель воспроизводит развитие от одноклеточного существа до человека, то ребенок в процессе взросления преодолевает весь путь развития человечества от первобытности до современного состояния. При таком рассмотрении игра для ребенка является необходимым упражнением, направленным на окончательное избавление от рудиментарных, не приносящих практической пользы функций; в процессе игры ребенок напоминает головастика, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы тот отпал. Исследователь также полагал, что развитие изобразительных навыков ребенка также отражает стадии искусства человечества: от наскальной живописи к современным произведениям.

Социогенетический подход к формированию и развитию личности

С точки зрения социогенетического подхода важнейшая роль в формировании и развитии личности отводится влиянию воспитания и воздействию внешних средовых факторов, которые выступают основой поведения человека. При таком понимании развитие представляется как процесс формирования нечто совершенно нового. Сторонниками данного подхода ставится акцент на экзогенных (внешних) причинах психического развития личности. В качестве аргумента предлагается феномен «маугли». Ряд авторов данного направления исходят из того, что психика новорожденного – это «чистый лист», на котором развитие личности «прописывает» окружающая среда. В рамках данного подхода развитие и научение отождествляются, что обнаруживает устойчивые связи с бихевиоризмом.

Может быть интересно:  Экзальтированный тип акцентуации характера

В русле социогенетического подхода получила свое развитие теория классического обусловливания Дж. Уотсона, в соответствии с которой стимул порождает реакцию, а также концепция оперантного обучения Б. Скиннера, основное положение которой сводится к тому, что поведение личности формируется, опираясь на позитивный или негативный опыт. Однако несмотря на то, что в теориях классического бихевиоризма проблема развития личности не поддается детальному рассмотрению, достаточно полно характеризуется проблема научения, основанного на наличии или отсутствии воздействий среды.

Возможно выделение трех поколений социального научения.

Таким образом, формирование и развитие личности в социогенетических теориях описывается как количественное накопление навыков, социальных связей и отношений. Ребенок становится полноправным членом общества лишь тогда, когда способен выполнить возложенные на него обязательства со стороны социума. Описанные выше концепции социального научения подкрепляют мнение, согласно которому ребенок развивается, приспосабливаясь к обществу и принимая его традиции и нормы.

Несмотря на многочисленные противоречия, концепции о наследственной и средовой детерминации развития личности отличаются удивительной жизнестойкостью. Однако линейный детерминизм, который лежит в основании данных теорий, изначально порождал множество критических замечаний. Так, уже к концу ХХ столетия полемика о роли «среды» и «наследственности» в развитии личности перешла в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости свойств личности в изменяющихся ситуациях. Результаты экспериментальных исследований показали, что действительная изменчивость поведения (не принимая во внимание различия между ситуациями и различия между людьми) наблюдается лишь в 10 % случаев. Итог исследований в очередной раз убедил ученых, что проблема изначально была сформулирована некорректно. Это явилось толчком к созданию биосоциального подхода в трактовке факторов формирования и развития личности.

Биосоциальный подход к формированию и развитию личности

Представителями данного подхода утверждается особая роль в процессе развития индивида не только внешней среды и воспитания, но и наследственности.

В доказательство данной точки зрения А. Эткинд приводит результаты экспериментальных исследований, согласно которым ни ситуация (внешние факторы, «среда»), ни личность (задатки, наследственность) не могут предопределить особенности психического развития личности. Отмечается влияние указанных факторов лишь в совокупности и непрерывном взаимодействии, то есть получили право на существование двухфакторные концепции детерминации развития личности. А при попытке ответить на вопрос, каким же образом соотносятся «среда» и «наследственность», была сформулирована теория конвергенции двух факторов В. Штерна.

Концепция В. Штерна – теория конвергенции (схождения) двух факторов – среды и наследственности. Основное положение данной теории: психическое развитие является не только проявлением генотипически обусловленных свойств, и не только как реакция на внешние воздействия, а как результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития.

Влияние внутренних и внешних факторов на психическое развитие анализировалось Штерном на примере основных видов деятельности детей, главным образом игры. Исследователь впервые выделил содержание и форму в игровой деятельности, указав, что форма неизменна и связана с врожденными качествами, для развития и тренировки этих качеств и создана игра. Содержание игры определяется средой, которая помогает ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Производя анализ игровой деятельности, Штерн отмечает, что личность выступает как в качестве продукта социальной среды, то есть социального фактора, так и результатом наследственных предиспозиций, которые являются обусловленными биологическим фактором.

Это самая распространенная концепция в современной психологии.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие еще закономерности можно выявить в развитии личности, и какие факторы влияют на ее становление – давайте разберемся.

Детерминанты развития

Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.

В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы выяснили, что феномен человека как личности подразумевает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные особенности человека, то есть темперамент и конституция тела, задатки и другое, несомненно, вносят свою лепту в формирование личности.

Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных позициях. Окружение влияет на формировании личности через:

Социальное окружение формирует характер, который является одним из элементов структуры личности.

Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так, дети, рожденные первыми и в дальнейшем имеющие брата или сестру, чаще:

Этот фактор стали выделять в отдельную категорию не так давно. Предполагается, что он сдерживает и социальное, и природное в человеке. Это своеобразный регулятор личности.

Может быть интересно:  Нарцисс и другие типы личности

В настоящее время предпринимаются попытки выделения конкретных ситуаций, их описания и сути влияния на личность. Но практически сделать это очень сложно. Пока для оценки личности остается необходимым иметь сведения о его поведении в различных ситуациях.

Деятельность как условие формирования личности

Основное условие формирования личности – деятельность:

Каждая деятельность специфична и оказывает определенную роль в развитии человека, отвечает его возрастным потребностям, развивает определенные компоненты личности. Подробнее о деятельности можно прочитать в статье «Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика».

Кто такая сформированная личность

Формирование и развитие личности в психологии

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности

Самосознание (продукт которого – Я-концепция) активно формируется в подростковом возрасте, хотя зарождение начинается куда раньше. Оно вытекает из сознания личности. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании можно прочитать в статье «Самосознание – что это в психологии. Его структура и функции».

Процесс развития

Развитие личности можно охарактеризовать через развитие системы ее потребностей. То есть человек развивается как личность, когда:

Стадии развития личности

Цель развития личности – обретение личностной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.

Концепция Э. Эриксона

Интересной в плане рассмотрения развития личности мне кажется теория Э. Эриксона. Психоаналитик отметил 8 стадий, на каждой из которых человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт решается благополучно, то формируются определенные новые черты личности, то есть и происходит развитие. В противном случае человека настигает невроз и дезадаптация.

Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:

Концепция В. Слободчикова

Формирование и развитие личности в психологии

Психолог рассматривал становление личности с позиции развития субъектности человека по отношению к его поведению и психики.

Оживление (до года)

Характерная черта этого этапа – знакомство ребенка со своим телом, его осознание, которое отражается в двигательных, сенсорных и общительных действиях.

Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)

Начинается определение ребенком себя в мире, для чего малыш учится ходить и орудовать с предметами. Понемногу малыш овладевает культурными навыками и способностями. В 3 года ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается позицией «Я сам».

Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)

На этом этапе человек впервые осознает себя как творца (реального или потенциального) собственной жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и ровесниками личность выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.

Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)

На этом этапе человек присваивает и индивидуализирует все общественные ценности, пропуская их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и выстраивает свою «самость». Он отходит от стереотипов, мнений извне и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.

Универсализация (от 39-45 лет и далее)

Для этапа универсализации характерен выход за рамки индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек осмысливает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в истории мира и что будет.

Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если обратить внимание на указанные в скобках сроки, то можно отметить их широкий разброс. Причем чем старше физиологически становится человек, тем шире разброс личностного развития. Из этого и возникает то, что в народе называют «развит не по годам» или «застрял в развитии». Но теперь-то вы знаете, что, возможно, никто нигде не застрял и не «убежал», дело в отличии физического и личностного развития.

Кроме этого, можно рассматривать развитие личности как изменение индивидуального психологического пространства человека, в которое входят:

Эти элементы не появляются сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности можно выделить все эти элементы. Для благоприятного развития личности важна неприкосновенность названных выше компонентов.

Структура личности формируется в процессе жизненного пути, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.

Проще говоря, это жизненный сценарий человека. До сих пор не существует единого мнения относительно этого вопроса.

Личностный рост – продукт жизненного пути, рассматриваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с окружающими, отстаивать свои убеждения, воспринимать жизнь едино во всем ее многообразии.

Личностный рост тесно связан с самооценкой и оценкой, а точнее это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личностных убеждениях.

Послесловие

Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.

Может быть интересно:  Патологические типы личности в психологии

Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.

Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. Однако для того, чтобы стать личностью, нужно научиться ставить границы между пониманием «себя» и «не себя».  Что подразумевает:

В последнее время актуально говорить не только о созидательном элементе личности, но и творческом начале, под чем и подразумевается «быть творцом жизни».

До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.

https://youtube.com/watch?v=CXzy0dI3Iso%3Ffeature%3Doembed

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Что такое личность?

Личность – это определенный человек, представляющий конкретное общество, социальную группу, занимающийся конкретным видом деятельности, понимающий свою причастность к окружающему миру и наделённый индивидуально-психологическими данными.

Личность как объект исторического процесса подвергается влиянию различных экономических, политических, правовых, моральных и других факторов. В её особенностях довольно широко раскрывается общественная сущность человека. В это же время у личности присутствуют признаки индивидуальности, зависящие от биологических, врождённых особенностей нервной системы и психики. К последним качествам принадлежат типологические свойства высшей нервной деятельности и вызванные ими особенности психических процессов и состояний.
Для того, чтобы познать человека, надо разобраться в том, чего он добился как член общества. Но самое главное нужно понять, к чему и во имя чего он стремится, чего, по его словам, он ещё не успел добиться и как планирует достигнуть назначенной цели.

Рисунок 1. Психологическая структура индивида

Психологическая структура индивида появляется под влиянием нижеуказанных четырёх сторон:

Выражение «социально обусловленные свойства личности» нельзя постичь, не изучив сущность термина «направленность».
Направленность – непростая особенность личности, которая содержит систему побуждений, устанавливающий активность человека, избирательность его отношений.

Полезно для написания работы по теме «Развитие личности. Формирование личности» ?

Совершая действия и поступки, люди основываются на различных побуждениях. В ходе своей активности они ставят перед собой различные цели и планы на будущее, избирательно относятся к окружающим их общественным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и т. д.). Сознательность и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы – все это различные элементы направленности.

Направленность определяют качества и формы.

Как правило, качествами направленности личности можно считать: степень ее духовной и умственной зрелости, широта, интенсивность, моральная выносливость и действенность. Под уровнем зрелости направленности обознается общественная значимость основного влечения личности, его морально-политический образ, степень его идейности.

Модель направленности личности включает:

Развитие личности

Становление и развитие личности – многообразный и продолжительный процесс, в котором внутренние силы и внешние воздействия, действуя согласованно, изменяют свою роль в зависимости от этапов формирования. Таким образом, на первой стадии, содержащей в себе, как правило, дошкольный возраст, формирование личности предопределяется ситуацией, ближайшим окружением. Подражание и внешнее воздействие пользуются определяющим значением в становлении свойств личности ребенка. По мере накопления знаний и опыта начинается определяться характер поведения ребенка. Итак, понятие о хорошем и плохом в поведении начинает управлять собственными поступками уже у старшего дошкольника. С расширением и накапливанием знаний во время образования и воспитания внутреннее начинает преобладать над внешним в регулировании поведения. Подросток следует определенным принципам и исходит из выбранных им перспектив жизни. У старшего школьника заканчивается процесс изменения знаний в убеждения, четко просматривается идеал, поступки становится принципиальным.

Внутренняя обусловленность действий не снимает значения и влияния внешней среды. Речь идет лишь о такой взрослой личности, когда она решает вопросы с определенных сложившихся позиций, принципов, когда внешнее преломляется через внутреннее и затем рассматривается и признается или отвергается, когда совесть делается регулятором нравственного поведения.

Становление личности

Личность формируется в конкретно-исторической среде, в процессе воспитания и обучения. Ведущими движущими силами формирования личности являются биогенетические и социогенетические факторы. Последователи биологического направления заявляют, что становление личности устанавливается наследственностью, т. е. в человеке от природы заложено предрасположенность к определенному виду занятий и к конкретному комплексу мотиваций, а также предопределенны стадии психического становления и очередность их возникновения. Социогенетическая система исследует формирование личности как результат прямых влияний на нее окружающей общественной среды.

Оцените статью
Добавить комментарий