Фрустрацией называют негативное психическое состояние, вызываемое непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели или решения задач. О том, что человек находится в фрустрации можно говорить, когда наблюдаются два признака: сильное желание человека достичь какую-либо цель (удовлетворить какую-либо потребность) и барьер (препятствие) препятствующее человеку. Когда наблюдаются оба эти признака, говорят о том, что человек находится во фрустрирующей ситуации. Человек в состоянии фрустрации испытывает чувства беспокойства и тревоги, напряжения, безразличия, апатии, утраты интереса, вины, ярости, враждебности, зависти, ревности. Чаще всего человек находится в состоянии обиды, разочарования, досады, гнева или уныния.
Обида возникает под воздействием обмана, неоправданных обвинений или упреков, в ситуациях, когда задето чувство собственного достоинства, когда человек осознает, что его унижают. Обида переживается, как душевная боль, огорчение, часто сопровождается гневом, и ведет к агрессивным действиям. Обида нередко перерастает в разочарование, и оно тем сильнее, чем выше первоначальные ожидания человека.
Досада проявляется в виде раздражения, недовольства в следствии собственной неудачи или значимой неудачи кого-то другого (например любимой спортивной команды). Досаду можно рассматривать как ярко переживаемое сожаление с примесью злости на обстоятельства или людей, при этом часто злость находит выход в виде крепких выражений.
Гнев при фрустрации называют бессильным, ибо нет никакой возможности устранить фрустрирующее препятствие. Гнев проявляется яростью, иногда даже праведной (с осознанием чувства собственной безусловной правоты) яростью, конструктивной яростью, когда она направлена на отстаивание своей правоты и яростью деструктивной, выраженной в агрессии, насилии, жестокости.
Печаль проявляется при фрустрации при утрате чего-либо значимого, утрате перспективы в достижении желаемой цели. Печаль может перерастать в уныние.
Уныние переживается при фрустрации как гнетущая скука или безнадежная печаль. Уныние связано с пониманием ситуации как безнадежной, безвыходной.
Выделяют следующие поведенческие реакции человека на состояние фрустрации: двигательное возбуждение, апатия, агрессия, стереотипная реакция, включение механизмов защиты. Возникающие двигательные реакции при фрустрации, как правило, бесцельны и беспорядочны, а стереотипное поведение сводится к слепому повторению какого-либо зафиксированного поведения. Очень часто возникающий при фрустрации механизм защиты – так называемая регрессия, возврат к более раннему, примитивному, детскому поведению, плач, поведение ребенка, ищущего защиты у взрослого и т.п.
Как правило, человек занимает определенную позицию по отношению к своему состоянию фрустрации, которое выражается в разном поведении. Формы возникающего поведения называют экстропунитивным, интропунитивным и импунитивном. При экстропунитивном поведении человек испытывает раздражительность, досаду, озлобленность, упрямство, стремление добиться цели, во что бы то ни стало. Поведение становится негибким, примитивным, по ранее заученным образцам. Человек обосновывает свои неудачи внешними обстоятельствами, действиями других людей.
При интрапунитивном поведении человек тревожен, подавлен, молчалив. Он обосновывает неудачи своими особенностями, винит себя. Он ограничивает свои интересы, снижает свой уровень притязаний, бросает обычные занятия, считая себя неспособным к ним.
Легче всего переживается фрустрация при импунитивном поведении, когда человек рассматривает фрустрирующую ситуацию как малозначимую и легко преодолимую.
Существуют показательная модель развитие поведения при фрустрации (автор модели Ф.Е. Василюк). Она опирается на понятие мотива и цели. Цель – осознаваемый образ желаемого результата, мотив – предмет потребности (субъективной нужды), направляющий деятельность. Первый параметр модели развития поведения «мотивосообразность», связан с мотивом, конструирующим ситуацию, второй — организованность поведения целью. На первом этапе поведение мотивообразно и подчинено организующей цели. На втором этапе, теряется организация деятельности целью, поведение становится нецеленаправленным, но сохраняется исходный мотив. В сознании остается надежда на разрешение ситуации. На третьем этапе разрушается связь мотива со смыслом деятельности, человек уже не подвержен влиянию мотива. Поведение становится не «ради чего-то», а «в следствии чего-то». Поведение становится поведением дерущегося у кассы за билет, когда поезд уже ушел со станции. На четвертом этапе поведение становится катастрофическим: оно дезорганизовано и никак не связано с ситуацией.
Существуют внешние и внутренние причины фрустрации. К внешним относятся межличностные конфликты, воспитание, порождающее рассогласование между индивидуальными и коллективными целями и способствующее возникновению этих конфликтов. Важной внешней причиной фрустрации является такой труд человека, который не приносит ему удовлетворенности ни содержанием, ни результатами. Важнейшей внутренним фактором фрустрации является устойчивость к ней — «способность терпеть». Внутренними причинами фрустрации являются конфликты внутренние, которые делятся на конфликты равнозначных положительных возможностей (ситуация «буриданова осла»), конфликт равнозначных отрицательных возможностей (избегание наихудшего), проблема выбора, когда у цели есть одновременно отрицательная и положительная сторона. В конфликте избегания наихудшего возникает самая сильная фрустрация. Частой реакцией в такой ситуации является стремление избежать выбора. При конфликте положительных возможностей человек испытывает самую слабую фрустрацию. В ситуации выбора между разнонаправленными тенденциями человек часто уступает желанию, но потом сожалеет о неправильном выборе.
Иногда говорят о положительном воздействии фрустрации, таком как мобилизация всех сил человека, повышение ее мотивации, но даже в этом случае поведение носит импульсивный и иррациональный характер. Часто подверженный фрустрации стремится уйти от конфликтной ситуации при помощи замещающих действий либо вообще отказаться от деятельности. Срабатывают механизмы психологической защиты личности такие как механизм отступления, механизм агрессии, механизм замещения.
Наиболее полезным и правильным выходом из фрустрирующей ситуации является сознательный отказ от фрустрирующих целей, выдвижение новых, более приемлемых и достижимых.
Слово «фрустрация» в переводе с латинского значит «обман, неудача, тщетная надежда». В психологию это понятие ввел З.Фрейд.
Полное научное определение фрустрации звучит так:
Фрустрация – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на непреодолимость преграды, когда ощущаются одновременно:
– невозможность достичь цели и
– невозможность отказаться от нее.
Второй момент очень часто упускается при описании фрустрации. И часто фрустрацию описывают как неудовлетворенность потребности. Вот так:
А на самом деле это вот так:
Фрустрация, это когда обязательно существуют так называемые внешние барьеры – не позволяющие отказаться от цели.
Внимание! Например, в Википедии дана односторонняя трактовка. Это не трактовка фрустрации, а трактовка неудовлетворенности потребности. Фрустрация это не когда хочется и нет возможностей, но их можно раздобыть каким-нибудь способом. Это когда возможностей вообще не может быть. Но кажется, что их можно найти. Фрустрирующая цель по своей природе недостижима. Но понять это бывает очень и очень сложно, потому что одновременно существуют цели невероятно сложные, но достижимые.
Главная задача (проблема), попавшего в состояние фрустрации — понять, какая это цель:
– недостижимая объективно, никакими способами и средствами или
– трудно достижимая.
Поэтому можно сказать, что человек, который обладает такими очень хорошими качествами, как уверенность в себе, привык не сдаваться, бороться с трудностями, преодолевать — с большей вероятностью может быть фрустрирован.
Экспериментально фрустрация была исследована в школе гештальт-психологии К.Левина. И именно в этой школе в опытах Тамары Дембо («генезис гнева») было дано полное определение и понимание фрустрации.
Одно задание в опытах состояло в бросании деревянных колец на горлышки бутылок, выстроенных в пяти метрах от испытуемых, так чтобы при бросании кольцо надевалось на горлышко бутылки. Другое задание заключалось в том, что испытуемые должны были, стоя неподвижно на каком-то ограниченном участке пола, дотянуться до цветка тремя различными способами, хотя реально это можно было сделать только двумя способами. Исследовательница настаивала на том, чтобы испытуемые обязательно достигали поставленных целей.
В первом случае цели были трудно достижимыми, во втором – не достижимыми.
Это когда возникает своеобразный ступор из-за того, что не знаешь, куда податься: и там и там тупик. И там и там преграды. Человек зажат между двух барьеров.
Во фрустрации всегда возникают два следующих барьера:
– внутренние (внутри ситуации) — объективные (реально существующие), не позволяющие достичь цели,
– внешние — объективные и субъективные, не позволяющие отказаться от достижения цели.
Плюс дополнительные — субъективные (в голове испытывающего фрустрацию).
Какими могут быть реакции на фрустрацию:
1. Агрессия — повышение уровня эмоций, гнев прямой или косвенный (отсроченный). Неприятное болезненное чувство, которое долго не может продолжаться для организма. Заставляет искать пути выхода, служит сигналом для дальнейшего поиска.
2. Регрессия — снижение уровня эмоционального реагирования. Противоположный агрессии. Часто она выражается в слезах. Этот уровень чаще демонстрируют дети. Регрессия бывает:
– инструментальной — навязчивое повторение безрезультатных попыток, переход к шаблону (например человек создает на форуме одни и те же темы, встречает в своей жизни «одних и тех же» мужчин (женщин), у него постоянно одна и та же проблема). Здесь она в чем-то близка к фиксации,
– познавательной — снижение уровня психического развития, отказ понять ситуацию, переход к дологическим уровням развития (когда можно найти временное, но действенное утешение в объятиях мамы или подруги, а иногда и психолога или других окружающих, «выплакаться»). Часто это необходимый этап для того, чтобы успокоиться, придти в себя, снизить накал эмоций Главное, не фиксироваться на этой реакции, не превращать ее в единственную реакцию.
3. Фиксация. Длительная задержка во фрустрирующей ситуации, но в относительно спокойных, уравновешенных эмоциях. В двух вариантах:
– фантазирование, уход в ирреальный план, воображение — попытка сделать внутренний барьер полупроницаемым, когда цель в воображении достигается без участия субъекта, сама собой (например, в результате наводнения или какого-то другого стихийного события или например, «когда мне исполнится 40 лет», «когда у нас в стране будут другие правители» и проч.),
– рационализация — трата энергии на объяснения, почему в данный момент задача не может быть решена. Человек занимается самооправданием, принижением (как сейчас часто говорят, обесцениванием) цели, и тех, кто эту цель иили барьеры к ее достижению мог перед ним поставить.
4. Замещение — уход в другую деятельность (возведение еще одного ряда барьеров — дополнительные барьеры). Попытка заменить исходную ситуацию сходной с ней:
а) по содержанию (не получилось найти любовь с этим человеком, буду искать не любовь, а секс, хотя потребность в любви осталась),
б) по степени трудности («не везет мне в смерти, повезет в любви» и наоборот: не удается построить отношения с этим человеком — буду заниматься карьерой, работой, заработаю много денег, а отношения больше ни с кем ни буду строить — и при этом человек занимается карьерой и зарабатывает деньги из-за того, чтобы не заниматься отношениями, хотя потребность в них у него осталась),
в) связанной с теми же людьми (например, не удалось добиться любви – буду добиваться от него дружбы, потому что не могу отстать от этого человека).
5. Уход от внутреннего барьера — человек формально покидает ситуацию, но уходит с переживанием своего неуспеха и поэтому мыслями и чувствами остается в ситуации, продолжает их обдумывать. Он отходит от внутреннего заборчика, но продолжает оставаться внутри большого забора вокруг. Из разряда фиксации.
6. Конструктивная реакция — слом внешнего барьера, отказ от достижения данной цели. Это происходит или волевым усилием или через понимание того, что данная цель недостижима. Сначала может быть исключительно волевое усилие, и понимание придти позже. Полную свободу дает только понимание. Волевое усилие позволяет на время выйти из фрустрирующей ситуации, но не пресекает желания вернуться туда вновь, чтобы разобраться до конца.
Реакция может быть не одной. Они могут последовательно сменять друг друга. Могут возникать одновременно. Кроме последней, которая означает выход из фрустрирующей ситуации.
Выходы из фрустрации:
– разобраться с внутренними барьерами: убедиться, что они действительно не преодолимы,
– прорвать внешние барьеры и выйти из ситуации, отказаться от цели,
– прорвать дополнительные барьеры — осознать.
Часто выход из фрустрации (конструктивная реакция) выглядит как корректировка цели. Иногда нужно не значительное, на первый взгляд, изменение формулировки цели, чтобы сделать ее реально достижимой. Иногда приходится над целью поработать дольше.
Что может предохранять человека от попадание в состояние фрустрации:
1. Личные черты характера (склонность к избеганию, пассивность, низкий уровень самооценки, нетерпеливость, импульсивность, безинициативность)
2. Другие активные эмоции: страхи, тревожность
Такой человек просто напросто не пойдет на эксперимент, не будет рисковать, откажется от нового неизвестного дела. Или это ему будет неинтересно.
С этим психологическим понятием у меня связаны особые эмоции. Поделюсь ими с участниками и читателями форума.
Заканчивая первый институт, я стала искать работу по специальности «редактор». Позвонила в издательство, получила от заведующего редакцией задание на испытательный срок. Оно было связано с подготовкой тома энциклопедии для юношества. Я выбрала том «Человек». В нем было много статей по психологии. Мне это было интересно.
Прочитала данные мне для работы статьи. Одной из них была статья про фрустрацию. Главный вопрос, который у меня возник по ней: чем фрустрация отличается от других эмоций. Из текста статьи это мне осталось не очень ясным. Я позвонила автору. Но не застала дома.
Через некоторое время она сама позвонила мне. И сразу проявив свое неудовольствие моим звонком, стала говорить о том, что надо любить авторов и что она очень ценный автор потому, что всегда вовремя сдает в издательство свои материалы.
Я сказала, что у меня возник вопрос по содержанию статьи. Как позже я поняла, это был вверх дерзости.
На свою фразу я услышала резкую реакцию:
– Я доктор наук, член-корреспондент Академии наук. И поэтому мне не интересны ваши вопросы по содержанию моих статей.
Затем она меня спросила:
– Вы психолог?
Я сказала, что нет. Еще не будучи психологом, но обладая определенными знаниями редактора, я уловила недостаточную точность формулировки, что такое фрустрация, в этой статье. Логика моя была проста. В определении автора фрустрация связывалась только с двумя факторами (как в Википедии): негативные эмоции при наличии препятствия. Но не понятно было, почему при наличии препятствия возникает именно такое неясное пока читателю эмоциональное явление под таким сложным нетривиальным по звучанию названием, когда можно было бы говорить об (и назвать эти эмоции этими словами) обиде, злости или чем-то еще.
Затем после того, как я была поставлена в известность, что автор со мной обсуждать этот вопрос не хочет, она меня спросила:
– Ну скажите, какой у вас возник вопрос по содержанию?
Доктор наук (филологических) мне ответила:
– Если будете работать со мной, то узнаете, что такое фрустрация.
Имелось в виду, что я почувствую эту эмоцию.
Крайне расстроенная я закончила этот разговор и поехала в институт, понимая, что в результате этого незапланированного разговора опоздаю на лекцию.
Но не лекция меня волновала на этот раз. С дополнительной горечью я поняла, насколько люди, даже члены-корреспонденты Академии наук, не в курсе, что такое профессия редактора и что не будучи специалистом в психологии или другой конкретной науке я являюсь специалистом в редакторском деле и могу понять, что так и что не так в тексте.
Но дело было даже не в этом. Если бы училась не на редактора, а на психолога — в общении с таким человеком я бы неизбежно натолкнулась на те же самые проблемы.
Итак, фрустрация. В чем недостижимость цели в данном случае с доктором филологических наук?
В том, что мне в моем статусе ее нельзя убедить никакими, даже самыми верными аргументами. И вызвать на разговор с использованием аргументов, относящихся непосредственно к поставленному вопросу. Что с ней нельзя говорить без титулов и званий. В том, что я оказалась перед человеком, которого в первую очередь интересует статус, а не познание как таковое и способы его донести.
Как я вышла из этой фрустрирующей ситуации? Определением и переосмыслением своих целей и интересов в жизни. Пониманием того, что меня интересует именно познание, а не статус. Что это разные вещи.
Через какое-то время решила получить второе высшее образование. В ходе которого наконец-то узнала, что такое фрустрация в подлинно научном – максимально полном – понимании этого слова. Понимании, которое имеет выход на практические возможности помощи людям.
“Фрустрация: пример отношения” – развитие темы
Фрустрация может стать драйвером для новых достижений, а может довести до депрессии. Разбираемся, что это за состояние, из-за чего оно возникает и как на него реагировать
Что такое фрустрация
Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Это состояние возникает в ситуациях, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые препятствия. Обычно состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Термин был введен психологами во второй половине XX века для изучения стресса, вызванного фрустрирующими условиями — условиями, в которых человек не может удовлетворить свои потребности, поставленные перед ним задачи.
«Должны были вечером отправить отчет по работе, а во всем доме отключили интернет — вы находитесь в состоянии фрустрации. Планировали получить повышение на работе, а вам его не дали — это тоже фрустрация», — приводит примеры психотерапевт Мирослав Ясин. По его словам, человек в течение жизни неизбежно время от времени пребывает в состоянии фрустрации; а впервые это случается в детском возрасте — например, когда ребенок не получает ожидаемую похвалу от родителей или рассчитывает на покупку чего-то, а ему это не дают.
Трудностей и преград в получении желаемого не избежать, а вот реакцию на фрустрационные условия человек может контролировать. То, как мы реагируем на неудачи, определяет последствия фрустрации — кого-то они закаляют и приводят к новым открытиям, а кто-то всю жизнь страдает, чувствуя себя неполноценным. Рассмотрим подробнее, что влияет на нашу реакцию и к чему она может привести.
Фрустрация может проявляется во множестве разных вариантов. Некоторые из них описывает психолог Дэн Бреннан:
потеря самообладания;
нервные движения тела, такие как постоянное постукивание пальцами и т.д.;
отказ продолжать начатое дело;
чувство грусти или беспокойства;
неуверенность в себе;
проблемы со сном;
переход к наркотикам или алкоголю;
телесное насилие, например, голодание или неправильное питание.
Фрустрирующие ситуации могут вызвать разные эмоции, отмечает директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова: «Мы можем чувствовать все вариации злости, от легкого раздражения до ярости и ненависти, это могут быть чувства бессилия, подавленности, разочарованности, обиды и сильного расстройства». По ее словам, ситуации ограничений, неудач и препятствий могут вызвать сильный стресс, апатию и ощущение бессмысленности, но одновременно с этим они могут стать мощными мотиваторами поиска выхода, преобразования.
Впрочем, человеку бывает довольно сложно осознать это состояние, говорит завкафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимир Шляпников: «Фрустрация часто переживается как смутный и неясный дискомфорт: со мной что-то не так, мне чего-то не хватает, но чего именно, я не понимаю. Не понимаю, как с этим справиться. В результате это состояние негативно влияет на жизнь человека, мешает жить, эффективно работать, получать удовольствие от общения с близкими».
Причины возникновения фрустрации
Внешние и внутренние источники
Фрустрация может исходить как изнутри, так и снаружи.
Под внутренней фрустрацией мы понимаем состояние, когда человек сам является фрустратором (тем, кто провоцирует такое состояние). То есть он становится несчастным, потому что сам отреагировал на ситуацию негативными эмоциями.
Внешняя фрустрация предполагает, что есть другой человек или предмет, которые мешают вам удовлетворить свои потребности. Например, в ситуации, когда человек опаздывает на важную встречу из-за того, что стоит в пробке.
Причины фрустрации индивидуальны для каждого человека. Среди наиболее частых фрустраторов психолог Дэн Бреннан называет:
стресс на работе;
постановку недостижимой цели;
трудности в поиске решения проблемы.
В наши дни значимым источником фрустрации является наше социальное окружение, которое порождает, как называют это в психологии, социальную фрустрацию. Владимир Шляпников поясняет: для человека важно быть не хуже, чем другие люди. Но так как понятия «хуже — лучше» — относительные, это сравнение часто вызывает чувство фрустрации. «Порой мы испытываем чувство неудовлетворенности даже тогда, когда объективно потребность удовлетворена. Например, я выбираю в ресторане популярное дорогое блюдо, но, когда его приносят, мне кажется, за соседним столом заказали что-то более вкусное и интересное. Такова природа человека», — приводит пример психолог.
Какие бывают реакции
Ученые за последний век провели ряд экспериментов, чтобы выяснить, как человек может реагировать на фрустрирующие условия. Один из них, рассказывает Мирослав Ясин, — эксперимент Дембо, в котором перед людьми ставились заведомо невыполнимые задачи. Например, исследователи устанавливали стул в 2–3 м от человека, затем проводили перед ним белую линию, за которую нельзя заступать, и просили его руками достать со стула предметы. Сделать это были физически невозможно.
В ходе таких экспериментов выяснилось, что человек по-разному справляется с фрустрацией. «Выявлено несколько типов реакции на фрустрирующие условия. Кто-то, сталкиваясь с препятствием, сразу же расстраивается и не может его преодолеть; кто-то ищет выход и его находит; а кто-то может обесценить свое поражение: не получилось решить задачу — ну и ладно, займусь чем-нибудь другим», — говорит Ясин.
От чего зависят реакции
Реакция человека на фрустирующие условия определяет то, как фрустрация в целом сказывается на качестве его жизни. То, насколько сильны будут наши переживания, как долго мы будем их чувствовать и насколько быстро сможем с этим справиться, зависит от многих факторов: от силы желания и значимости цели, от ожидаемости и предсказуемости результата, говорит Ирина Макарова. Но самое большое влияние имеет то, как человек справлялся с ситуациями неудовлетворения и отказов в раннем детстве. «Мы говорим о самых ранних годах жизни ребенка, когда происходят первые соприкосновения с окружающим миром, именно тогда формируются то, что будет нам помогать в дальнейшей жизни справляться с тем, что мы называем фрустрацией», — считает эксперт.
Фрустрация и агрессия
В нормальной ситуации фрустрация придает нашей жизни «драйв», необходимый для достижения желаемой цели. Но если время идет, а цель все так же далека, фрустрация может вызвать негативные состояния: истощение, депрессию, повышенную агрессивность. По словам Владимира Шляпникова, в таких ситуациях человек направляет свою агрессию на людей, которые не являются причиной фрустрации, а просто «попались под руку». «Часто родители, неудовлетворенные жизнью, срываются на своих детей. Потом эти дети в ситуации, когда надо решить сложную задачу, используют такую же неконструктивную модель поведения — начинают обижать более слабых одноклассников или грубо обращаться с животными», — отмечает эксперт. По его словам, иногда фрустрация приводит к тому, что человек направляет агрессию на себя. В состоянии аутоагрессии он рискует жизнью, не думает о здоровье и последствиях, а его поведение становится саморазрушительным. Иногда это может привести к употреблению алкоголя в больших количествах и наркомании.
Как мы упоминали, состояние фрустрации может иметь положительный эффект. Психологи отмечают, что чувство неудовлетворенности побуждает нас двигаться дальше, что-то делать и создавать. Оно может служить не только мощным источником развития — как отдельной личности, так и общества. Опрошенные РБК Трендами эксперты утверждают: человечество достигает прогресса в том числе благодаря ситуациям, когда в моменте было невозможно решить стоявшую перед человеком задачу, для чего были придуманы новые способы ее решения. Поэтому неизбежные состояния фрустрации при конструктивном поведении не мешают, но даже помогают строить карьеру. «Например, человек много работал ради повышения, но начальник ему объяснил, что повышения не будет. Конечно, сотрудник расстроится, но это чувство может быстро перерасти в желание открыть свой бизнес и организовать себе новое рабочее место. Вокруг нас много людей с позитивным опытом в адаптации фрустрирующих обстоятельств», — говорит Мирослав Ясин.
Как себе помочь
Тем не менее, затянувшееся состояние фрустрации в конечном итоге приводит к истощению. Как отмечает доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова Дмитрий Ковпак, если в удовлетворении физиологических потребностей есть четкие сроки, сколько человек не может прожить без еды, воды, сна; то в удовлетворении социальных потребностей сроки зависят от многих факторов и, в первую очередь, от субъективной значимости для самого человека неудовлетворенной потребности. По его словам, когда фрустрация причиняет физический или моральный дискомфорт, человек должен взяться за разрешение этой проблемы.
Схема для выхода из состояния фрустрации на первый взгляд выглядит понятно: нужно разобраться, какая потребность была не реализована, и понять, каким образом ее можно реализовать. «Другой вопрос, умеет ли человек осознанно, последовательно и качественно проделывать эту работу. Шаблона к решению возникшей проблемы не существует, маршрут к удовлетворению потребности строится персонализировано. Плюс в том, что каждый человек — эксперт по самому себе, и у каждого есть ресурс заглянуть в себя, в свой опыт, в свое прошлое. Они могут подсказать, каким образом раньше решались подобные проблемы», — говорит Ковпак. При этом он напоминает: если человек не может сам решить жизненную задачу — это тоже нормальная ситуация; в таком случае ему необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.
В Сети есть различные тесты и методики, которые помогают определить, к какой реакции на фрустрирующие условия склонен человек. Один из распространенных — тест рисуночной фрустрации Саула Розенцвейга. Он определяет, каким образом испытуемый отвечает на фрустрацию и фрустрирующие ситуации, и к какому типу агрессии относится его реакция.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Фрустрация простыми словами
Чтобы объяснить термин «фрустрация», нам потребуется привести в пример синонимы этого слова. Фрустрация — это:
- Облом;
- Расстройство от отказа;
- Неудовлетворенность из-за срыва планов;
- Состояние безысходности.
То есть фрустрация — это гамма негативных эмоций, которую чувствует человек из-за разочарования. Фрустрация знакома всем людям: впервые человек сталкивается с ней еще в детстве, когда ждет от взрослых определенной реакции на свое поведение, но не получает ее. Например, мальчик плачет и ждет от мамы ласковых слов и объятий, а она вместо этого ругается и воспитывает. Мальчик испытывает фрустрацию.
Фрустрация в психологии
В 20 веке психологи сконцентрировались на изучении внутренних человеческих переживаний: стрессе, беспокойстве, тревоге. Одним из явлений, которое тогда активно познавали, стало чувство недовольства и бессилия, вызванное неоправданными ожиданиями.
- В 1967 году российский психолог Н. Д. Левитов в журнале «Вопросы психологии» написал большую статью «Фрустрация как один из видов психических состояний». В его статье интересно описывается чувство фрустрации: он говорит, что оно вызвано непреодолимыми трудностями в жизни. Сталкиваясь с такими барьерами, человек испытывает бессилие и тревогу — получается психологическая травма.
- Американский психолог С. Розенцвейг в своей книге «Психодиагностика» сказал, что фрустрация «имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненных потребностей».
- Исследователи Браун Д. и Фарбер М. в книге «Введение в психотерапию. Принципы и практика психодинамики» дали такое определение фрустрации — это результат таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается. Они уверены, что переживания человека из-за неудачи вызваны противоречиями в достижении цели.
Фрустратор в психологии — это внешняя причина, которая вызывает у людей чувство фрустрации.
Фрустрация в психологии — состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.
Эмоциональная фрустрация — это гамма негативных эмоций и чувств, с которой сталкивается человек, когда его ожидания не оправдываются.
Типы фрустраторов в психологии
Рассмотрим в таблице, какие внешние обстоятельства могут вызвать у человека фрустрацию.
Во время загрузки произошла ошибка