Индивидуально психологические особенности детей дошкольного возраста

Ребенок в шести-семилетнем возрасте

У 6-7-летних детей возраст имеет свои особенности. Ребёнок, став первоклассником, совершает огромный скачок на новую ступень развития. В процессе обучения он не только усваивает навыки, умения и знания, но также учится ставить себе учебные цели, ищет способы усвоения знаний и их применения, учится оценивать и контролировать свои действия. В этом возрасте малыш может на слух запомнить ряд цифр и повторить их все, либо ошибиться в 1-2 случаях. То же касается десятка несложных слов. Прослушав их в первый раз, он должен вспомнить хотя бы половину из них, а после 3-4 повторений способен уже запомнить 9 или все 10. В этом возрасте многие дети уже читают самостоятельно и могут пересказать текст. Ребёнок уже имеет представление о природе и основных её явлениях. Пополняется багаж его знаний в географии (о странах и городах, морях, реках и озёрах, солнце и планетах). Ребёнок знает о видах спорта и профессиях.Особенности этого возраста (здесь проявляется готовность к школе):

  • Математические и общие знания. Перечисляет цвета радуги. По часам определяет время. Уверенно называет время суток, дни недели, месяцы и времена года. Знает все цифры и решает простейшие примеры.
  • Память. Если ребёнка попросить на слух запомнить недлинный ряд цифр (например, восемь), то в норме он должен повторить 5-6 из них. Также с набором из 10 простых слов. После прослушивания ребёнок повторяет запомнившиеся слова. После первого прослушивания в норме их должно быть не менее половины, после 3-4 повторений запоминаются все или почти все, а через час ребёнок должен забыть не более пары слов.
  • Мышление. Способен классифицировать предметы и явления, определять различие и сходство между ними.
  • Развитие речи. Текст читает самостоятельно и пересказывает его. Умеет писать простые слова.
  • Представление об окружающем мире. Отлично, если у ребёнка есть представления о природе: домашних и диких животных, травоядных и хищниках, перелётных и зимующих птицах, деревьях, кустарниках и травах, полевых и садовых цветах, различных плодах, природных явлениях. Он должен иметь багаж знаний в географии, знать важнейшие профессии и виды спорта.

Некоторые родители полагают, что если их ребёнок пошёл в школу, умея писать, читать и считать, то ему уже обеспечен успех. Но важным также является и степень развития у него познавательных механизмов в виде мышления, памяти, мелкой моторики и воображения.Психологически подготовленный к школе ребёнок должен иметь:

  • Личную готовность, то есть у него должна сформироваться внутренняя готовность к переходу на следующую социальную позицию – школьника, у которого есть специфические права и обязанности. Эта готовность личности проявляется в его отношении к школе, учителям, учебному процессу и самому себе. Ребёнок готов к обучению в школе, если она привлекает его не внешними признаками, а тем, что позволяет черпать новые знания. Личностная готовность связана с определённым развитием эмоциональной сферы. Перед началом обучения у ребёнка должна сформироваться достаточно прочная эмоциональная устойчивость, поскольку она нужна, как фон для успешного течения учебного процесса.
  • Интеллектуальная готовность означает наличие у малыша запаса конкретных знаний и кругозора, развитого аналитического мышления (способности выделить главные признаки, различия и сходства предметов), владение разговорной речью, произвольная память, развитая зрительно-двигательная координация и тонкая моторика рук.
  • Социально-психологическая готовность заключает в себе набор качеств, благодаря которым осуществляется общение с учителем и другими учениками. Ребёнок должен уметь гладко вписаться в детский коллектив, действовать совместно, подчинять свои интересы интересам и обычаям класса.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Ребенок в 4 года

В четыре года малыш превращается в маминого помощника. Выполняя доверенное ему дело, он очень старается, и бывает очень доволен, получая похвалу. Мелкая и крупная моторика ребёнка продолжает совершенствоваться. Он уже легко бросает через голову мяч, спускается по лестнице, переступая обеими ногами, прыгает на одной ножке, копирует простые изображения и обводит по контурам. Малышам в этом возрасте легче даются логические задачи. Можно поставить перед ребёнком красный, зелёный и синий кубики и попросить, чтобы он дал не синий и не красный кубики. Либо можно попросить дать кубик цвета как у травки. Можно также усложнить задачу, попросив малыша дать кубик такого же цвета, как и шторы в комнате. Обычно подобные логические задачи дети решают легко. Четырёхлетнему ребёнку уже легко даются сравнительные степени, а также понятие времени и отличие настоящего от прошлого. В счёте дети продвигаются до десятка, а некоторые из них уже способны решать элементарные задачи на сложение. Обычно ребёнок в этом возрасте уже способен замечать в окружающих предметах геометрические фигуры, различает левую и правую руки, осваивает названия времён года.Особенности этого возраста:

  • Предметно-игровая деятельность и восприятие. Способен сложить 3-4-компонентные матрёшки, зрительно соотнося или примеривая составные элементы. Аналогично справляется с пирамидками. Используя зрительное соотнесение, может собрать картинку, разрезанную на небольшое число фрагментов.
  • Память. Способен выполнить поручение, содержащее 2-3 последовательных действия. Запоминает до 5 слов по просьбе старших.
  • Внимание. Заинтересовавшись чем-то, может заниматься этим 15-20 минут.
  • Речь. Использует обобщающие слова, называет части предметов, людские профессии, по-разному животных и их детёнышей. С подсказками взрослых пересказывает знакомые сказки, наизусть выучивает короткие стишки.
  • Математика. Вводит в свою речь понятия «один» и «много», называет геометрические и объёмные фигуры. Распознаёт в окружающих предметах геометрические фигуры. Различает времена суток.
  • Моторика рук, двигательное развитие, графические навыки. Рисует достаточно прямые вертикальные и горизонтальные линии, раскрашивает простейшие формы, копирует большие печатные буквы. Схематично рисует дом (квадрат и треугольник-крыша), человеческую фигуру из 2-3 частей тела. Неоднократно складывает бумагу. Нанизывает на проволоку средние по величине бусины. На ощупь угадывает предметы в мешке. Попеременно прыгает то на одной, то на другой ноге, переходит по бревну. Мяч подбрасывает и двумя руками ловит. Шнурует ботинки и лепит из пластилина.

Ребенок в трехлетнем возрасте

От трёхлетних детей постоянно слышны восклицания «Я сам!», что вполне закономерно. Малыш уже осознаёт свою личность, одно ему нравится, а другое – нет. Именно в этот период родители должны объяснить малышу, что в жизни так бывает, что, хоть что-то и «не хочется», «но надо», то есть люди несут обязанности. Трёхлетние дети всё также любознательны и активны, осваивают большой комплекс всевозможных умений и навыков.Особенности этого возраста:

  • Социально-эмоциональное развитие. Любит обмениваться игрушками, общаться с взрослыми и детьми. Стремится помогать взрослым. Навыки совместных игр развиваются дальше.
  • Моторика рук и общая моторика. Ловит катящийся мяч, бросает его через голову. Спускается по ступенькам, попеременно используя обе ноги. 10 минут может простоять на одной ноге, также не теряет равновесие на качелях. Карандаш удерживает пальцами. Комбинирует до 9 кубиков.
  • Зрительно-двигательная координация. Воспроизводит формы (вплоть до шестигранника), копирует крест, обводит по контурам.
  • Предметно-игровая деятельность и восприятие. Может разобрать и сложить матрёшку из многих фигурок. Опускает в прорези фигурки путем ряда проб. Подражательно строит из кубиков. Путём проб складывает картинку, разрезанную на 2-3 фрагмента.
  • Речевое развитие. Речь развивается интенсивно. Способен выразить форму, цвет, фактуру и вкус с помощью слов-определений. Знаком с назначением важнейших предметов. Различает сравнительные степени «самый большой», «самый далёкий». Пол людей определяет по роли в семье (папа – «он», мама – «она»). Воспринимает время, отличая настоящее и прошедшее. Умеет считать до пяти.
  • Понимание речи. Знает названия цветов: «Возьми синий мяч». Способен прослушать длинный рассказ или сказку. Выполняет сложносоставные инструкции «Возьми красный мяч и положи кубик».
Может быть интересно:  Основные функции эмоций в психологии

Особенности развития дошкольников в разном возрасте

Не бывает одинаковых детей, но всё же для каждого возраста есть характерные особенности психического и физиологического развития. Например, для годовалых малышей свойственно обучение ходьбе и постепенное овладение первыми словами. Пятилетние же дети превращаются в почемучек, зато десятилетние ребята уже смотрят на окружающий мир взглядом почти взрослого человека. При этом у каждого возраста есть свои плюсы и минусы, потери и ограничения.Далее последует оценка главных детских возрастных особенностей, позволяющих их классифицировать. К таким возрастным периодам относятся:

  • младенчество (до года);
  • ранний период (1-2 года);
  • дошкольный период (3-5 лет);
  • младший школьный период (6-11 лет).

Трудности психического развития

Психология дошкольного возраста такова, что стремительный рост и развитие обуславливают возникновение ряда противоречий, влияющих на поведение и эмоциональные проявления дошкольника. Обилие внешних впечатлений и новых возможностей, повышенная двигательная активность, возрастающая потребность в общении со сверстниками — это основные движущие силы развития ребенка дошкольного возраста.

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте может быть затруднено в силу ряда проблем:

  • эмоционально-личностные проблемы (плохое настроение, агрессия, тревожность, страхи и т.п.);
  • замедленное развитие познавательных процессов (нарушение внимания, сложности запоминания, недостаточное понимание, ограниченный словарный запас);
  • поведенческие проблемы (лживость, дерзость, зазнайство);
  • неврологические проблемы различной специфики (расстройство сна, быстрая утомляемость, энурез);
  • проблемы общения (отстраненность от других детей, обидчивость, чрезмерная замкнутость).

Дошкольная психология утверждает, что несмотря на усложнение переживаний, психика дошкольников достаточно гибкая и адаптивная, способная справиться с рядом погрешностей в воспитании и негативными факторами. Разобраться в подобных трудностях поможет диагностика психического развития детей.

ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ИГРА

Итак, игра занимает главную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Проходя определенные возрастные этапы, она трансформируется в зависимости от степени развития малыша:

  • 3 – 4 года – игра режиссерская;
  • 4 – 5 лет – игра становится образно-ролевой;
  • 5 – 6 лет – игра приобретает сюжетно-ролевую направленность;
  • 6 – 7 лет – дошкольники играют по установленным для каждой игры правилам.

В каждой игре в той или иной степени отражается какая-либо сфера деятельности, а также отношений. Игра постепенно перестает быть манипулятивной – использующей только предметы. Ее суть переносится на человека, на его деятельность. Поэтому действия взрослых ребенок воспринимает уже как пример не только объективный, но и субъективный.

Игра имеет огромное развивающее и воспитательное значение. В процессе игр дети учатся полноценно общаться между собой: делиться, договариваться, помогать, конфликтовать. Игра развивает мотивацию, а также потребности малышей. В ролевой игре со сложными сюжетами и действиями у дошкольников активно развивается творческое воображение. Игра помогает ребенку совершенствовать произвольную память, восприятие, мышление, интеллектуальную деятельность. Все это способствует его дальнейшему развитию, становится основой для подготовки к обучению.

Ребенок в двух-трехлетнем возрасте

Малыш в два года способен на самостоятельные поступки: может надеть штанишки, кушать ложкой и т. д. Уже научившись немного фантазировать, он с большим интересом играет своими игрушками. Особенно нравятся ему простейшие групповые игры.Двух-трёхлетние детки весьма подвижны: неустанно бегают, поднимаются на носочки, прыгают, даже ловят равновесие на одной ноге. Если дать ребёнку в этом возрасте пальчиковые краски, он будет очень доволен. Двухлетний малыш «фонтанирует» графикой, оставляя на бумаге кружочки, чёрточки, закорючки. Его «каллиграфия» совершенствуется к трём годам, всё более вразумительными становятся рисунки: можно уже распознать цветок и домик. Малыша нужно обязательно хвалить за эти успехи, для него такая реакция очень важна. Впоследствии это не позволит ему закрываться в себе и прятать собственные способности. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к печатному слову: с удовольствием слушают сказки, стишки, потешки. Некоторые услышанное пересказывают и даже сочиняют сами. Но другие малыши только в этот период начинают говорить и формировать свой лексикон. В этом случае желательно посетить психолога и логопеда, чтобы определить, нет ли каких отклонений развития, и есть ли повод для беспокойства.

  • Социально-эмоциональное развитие. Ребёнок проявляет фантазию и самостоятельно играет, в том числе в простые групповые игры. Стремится понравиться другим, подражает сверстникам.
  • Моторика рук и общая моторика. Учится ходить на носочках, бегать, удерживать равновесие на одной ноге. Спрыгивает со ступеньки, сидит на корточках, открывает ящики и потрошит их содержимое, использует ножницы, открывает крышки, рисует пальцем, играет с глиной и песком, нанизывает бусы.
  • Зрительно-моторная координация. Крутит пальцем телефонный диск, воспроизводит простые формы, рисует чёрточки, режет ножницами.
  • Предметно-игровая деятельность и восприятие. Картинки рассматривает, умея выбирать парные по образцу. Уверенно разбирает пирамиду, но складывает, невзирая на размеры колец.
  • Психическое развитие. Простые рассказы случает увлечённо. Знает значение таких количественных и качественных слов-характеристик как «маленький-большой», «сухой-мокрый», «пустой-полный». Любимый вопрос «Что это?». Способен воспринимать чужую точку зрения. На абсурдные вопросы способен отвечать отрицательно.

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Одним из важных аспектов в психологии дошкольного возраста считается процесс развития маленькой личности: ее эмоций, мотивации, самосознания.

Период дошкольного детства относительно стабилен и спокоен в эмоциональном плане: особенных вспышек или конфликтов практически не возникает, за исключением кризиса 3 лет, когда ребенок как раз осознает себя как маленькую социальную личность. Стабильному развитию эмоциональной сферы способствует развитие представлений ребенка. Представления позволяют ему переключиться с конкретной ситуации, поэтому возникающие затруднения не кажутся такими значительными. Однако сами переживания постепенно становятся все сложнее, все глубже, разнообразнее, увеличивается спектр переживаемых эмоций. Появляется, например, сопереживание другому. Ребенок учится чувствовать и понимать не только свое Я. Эмоциональную окраску приобретают все образы в представлении ребенка, вся его деятельность (а это, прежде всего, игра) насыщается яркими эмоциями.

Начало становления личности связывают с формированием такого важного личностного механизма, как соподчинение мотивов. Они у дошкольника имеют разную значимость. Можно выделить мотивы самооценки (соперничество, достижение успеха), мотивы, связанные с формированием моральных, нравственных норм, и др. В дошкольные годы начинает выстраиваться индивидуальная мотивационная система ребенка, что будет иметь огромное значение для его дальнейшей успешности.

Его принято считать главным новообразованием периода. Формированию самосознания способствуют активное личностное и интеллектуальное развитие. Самооценка формируется в среднем дошкольном возрасте, изначально из собственной оценки (обязательно положительной), а затем и оценки поведения других. Что характерно: малыш учится оценивать поступки, навыки или поведение сначала других детей, а затем уже свои собственные.

Может быть интересно:  Факторы влияющие на психологическое состояние

На этом этапе происходит половая идентификация. Дети осознают себя как представителей мужского или женского пола – девочку или мальчика, усваивают особенности внешности, одежды, характера, поведения, социальные роли разных полов. К старшему дошкольному периоду ребенок начинает воспринимать себя во времени: помнит, каким был в прошлом, осознает себя «здесь и сейчас», а также может представить, каким станет в будущем. Малыш умеет правильно выражать эти представления в речи.

Диагностическое обследование дошкольников психологом

С целью исследования особенностей развития дошкольников используются разнообразные методики. Преимущественно это тесты, позволяющие определить личностные особенности ребенка, уровень его психического развития, а также психологическую готовность к школе. Разработкой подходов к обследованию, методов, правил проведения, интерпретации результатов занимается психология детей дошкольного возраста.

К 5-6 годам ребенок уже хорошо воспринимает информацию на слух, может пересказать услышанное, пояснить ответ на вопрос. Развивается логическое мышление, операции анализа и синтеза, обобщения, классификации. Поскольку произвольность поведения в этом возрасте еще только формируется, психодиагностика детей должна включать задания, затрагивающие как произвольный, так и непроизвольный уровень познавательных процессов.

Методики для дошкольников в основном направлены на определение сформированности предпосылок к учебной деятельности, уровня личностного и познавательного развития дошкольника, особенностей его мотивационно-потребностной сферы.

Методы психодиагностики детей дошкольного возраста не ограничиваются специальными заданиями и тестами. Оптимальными психодиагностическими результатами обладает наблюдение за детьми в процессе игры со сверстниками или в одиночестве. Как правило, в этом процессе отражаются особенности взаимоотношений с родителями, степень конфликтности и агрессивности ребенка, умение подчиняться правилам и нормам. Проективные, рисуночные тесты отлично подходят для маленьких детей. На листе бумаге отображаются все переживания и проблемы, эмоциональное состояние и степень уверенности в себе.

Важным условием получения достоверных результатов является установление психологического контакта между дошкольником и психологом. Только в этом случае диагностика развития будет оправданной. Если ребенка заставлять или запугивать, результаты обследования могут быть сильно искажены. При необходимости будет рекомендовано посещение коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом или другим специалистом.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ДОШКОЛЬНИКА?

Несомненно, на развитие такой сложной структуры, как психика, оказывает влияние множество различных факторов. К ним относятся, прежде всего, факторы биологические и социальные.

  • Биологические факторы – это наследственность, особенности протекания беременности и внутриутробного развития малыша (наличие заболеваний, инфекций и т. д.), особенности родов (сложные, стремительные, кесарево сечение), степень доношенности ребенка на момент рождения, соответственно – степень биологического созревания всех его систем и органов.
  • К социальным факторам относят, прежде всего, факторы окружающей среды: природной и социальной.Природная среда влияет на развитие ребенка лишь опосредованно. Климатические и географические условия обусловливают определенные виды трудовой деятельности, а также культуру. Это накладывает отпечаток на особенности обучения и воспитания.Социальная среда – это непосредственное влияние общества. Она оказывает существенное воздействие на психическое становление ребенка на двух уровнях. Это макро- и микросреда.
  • Микросреда – это ближайшее окружение ребенка (его родители, семья, соседи, друзья, педагоги). Микросреда оказывает существенное влияние на ранних этапах психического развития ребенка. Именно семейное воспитание играет важнейшую роль в становлении маленькой личности. Оно определяет многие важные аспекты: особенности общения и деятельности, самооценку, творческий и интеллектуальный потенциал. Вне социальной среды ни один ребенок не сможет развиваться полноценно.

Постарайтесь создать в семье благоприятный психологический микроклимат. Это будет способствовать гармоничному развитию психики малыша. Частые скандалы, постоянные стрессы и нервное напряжение являются мощнейшим тормозом на этом пути.

Еще одним немаловажным фактором является включенность малыша в различную деятельность – игровую, трудовую, – а также общение и учение.

На протяжении всей жизни важнейшее значение для психического развития человека имеет межличностное общение. Через общение со взрослыми происходит обучение и воспитание, передача опыта. Посредством общения развивается не только речь, но и произвольная память, мышление, восприятие, внимание, важные свойства личности (характер, темперамент, поведение).

Играя, дети воспроизводят характерные способы общения, а также взаимодействия людей. Игра помогает ребенку развивать свои познавательные, нравственные, личностные качества, усваивать важные социальные роли и способы деятельности, взаимодействия людей в социуме. В игре происходит социализация маленькой личности, развивается самосознание малыша, его воля, эмоции, мотивация, потребности.

Процесс психического становления неотделим от труда. Включенность ребенка в трудовую деятельность влияет на все сферы психики.

Таким образом, чтобы обеспечить правильное психическое развитие ребенка, важно учитывать его биологические особенности, специфику окружающего общества, а также давать возможность реализовываться в игре, учебе, труде, общении с окружающими людьми.

Роль игры

Развитие психических процессов в дошкольном возрасте находится в стадии становления. Ребенок активно познает мир и задает массу вопросов. Развиваются познавательные процессы — память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера, а также творческие способности. Зная особенности психического развития детей дошкольного возраста, родители выстраивают с ними гармоничные отношения и воспитывают здоровую личность.

Ведущая деятельность дошкольников — игра, освоение норм поведения в обществе и мира человеческих отношений. Ребенок стремится отделиться от взрослых, формирует собственную ситуацию, где он является хозяином положения. Но в действительности он не может принимать полноценное участие в жизни взрослых в силу ряда физических и психических ограничений. Символической формой, помогающей самоутвердиться, выступает сюжетно-ролевая игра, в которой соблюдается ряд условий:

  • ребенок подражает действиям взрослых;
  • придумывает ситуацию, где реальные вещи замещаются игрушками;
  • символический характер происходящего;
  • процесс включает ряд правил и ограничений.

Все это обеспечивает психологическое здоровье дошкольника, его умственное и эмоциональное развитие. Посредством игры он учится взаимодействовать с окружающими, познает мир, а благодаря подчинению правилам развивается произвольность поведения.

Психологические особенности дошкольного возраста включают ряд новообразований, характерных для данного этапа развития:

  • формирование наглядно-образного мышления, предвосхищение будущего результата деятельности;
  • развитие произвольности психических процессов (памяти, внимания), возможность приостанавливать реакции для оценки ситуации и прогнозирования;
  • расширение спектра мотивов;
  • становление и развитие самооценки и самосознания;
  • активная функция речи;
  • в нравственном развитии осуществляется сознательное принятие норм поведения в обществе;
  • психологическая готовность к школе (интеллектуальная и личностная).

В большинстве случаев по достижении 7 лет у ребенка имеются данные новообразования в том или ином качестве.

Ребенок в пяти-шестилетнем лет

Возраст 5-6 лет является старшим дошкольным возрастом. Это важнейший период в развитии познавательной, личностной и интеллектуальной сфер малыша. Это базовый возраст с точки зрения закладки многих личностных аспектов, в это время притираются все нюансы становления его «Я». Именно в этот период закладываются до 90% всех черт будущей личности. В этом возрасте уже можно различить, какой получится эта личность в будущем.В 5-6 лет дети знают, что скоро пойдут в школу. «Взрослость» им импонирует, и это является мотивом для соответствующего поведения. Начинается проявление инициативы и самостоятельности, споры с взрослыми. Если желаемое не соответствует действительности, то иногда готовы пойти на открытый конфликт.Особенности этого возраста:

  • Общая моторика. Уверенно бегает, прыгает через скакалку, а также на одной ноге, бегает на носочках, катается на коньках и двухколёсном велосипеде.
  • Двигательная и зрительная координация. Пишет числа и буквы, картинки вырезает аккуратно. Дополняет картинку недостающими элементами. Ударяет по гвоздю молотком. По образцу воспроизводит геометрические фигуры, заштриховывает их и обводит по контуру рисунки.
  • Речевое развитие. Применяет в речи антонимы и синонимы, словесно обозначает материалы предметов. К 6 годам ребёнок осваивает печатные алфавитные буквы. Может препарировать слова на слоги и звуки, знает, где находится звук в слове (в начале, середине или конце). Определяет гласные и ударные слоги, понимает термины «слово», «слог», «звук». Различает согласные и гласные, твёрдые и мягкие звуки и буквы.
  • Математические представления. Пишет все цифры и может соотносить числа с количеством предметов. Умеет превращать неравенство в равенство. Пользуется математическими знаками и умеет писать их. Десяток предметов может разложить в порядке возрастания или убывания. В тетради в клетку уверенней рисует геометрические фигуры и находит их контуры в окружающих предметах. Умеет ориентироваться на бумажном листе. Называет и даёт описание дням недели, временам суток и года.
  • Психическое развитие. Особенности детской памяти в этом возрасте – можно последовательно показать ребёнку 10 картинок, отводя на просмотр каждой по 1-2 секунды. Нормальный ребёнок запомнит 5-6 картинок. Можно произнести ему десяток слов – имён существительных и также попросить повторить. Малыш должен запомнить не менее 4-5 из произнесённых слов. Ребёнок может назвать имена родителей, их профессии, свою фамилию и имя, а также адрес.
  • Моторика рук, двигательное развитие, графические навыки. Навыки и умения ребёнка усложняются: он уже освоил катание на коньках и двухколёсном велосипеде. Совершенствуется развитие речи малыша: в лексиконе присутствуют синонимы и антонимы, словесные обозначения материалов из которых состоят окружающие вещи (деревянный, бумажный, железный). Пересказывает небольшие рассказы, рассказывает стихи с выражением. На ведущее положение выступает ролевая игра, формирующая поведение, связанное с образом другого человека.
Может быть интересно:  Психология про общение с людьми

В 5-6 лет малыш впитывает всю познавательную информацию словно губка. Учёные доказали, что в этот период ребёнок запоминает столько сведений о мире, сколько потом не запомнит за всю оставшуюся жизнь. В этом возрасте ребёнка интересует всё об окружающем мире, его кругозор стремительно расширяется. Одним из лучших способов для получения научной информации является изучение детской энциклопедии – в ней научно и чётко, но доступным языком перед малышом раскрывается обширная информация об окружающем его мире. Отсюда он может узнать о космосе, человеческом теле, древнем мире, растениях и животных, изобретениях, странах и т. д. Для развития любых познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) этот возраст является сенситивным. Чтобы все эти аспекты развивались, игровой материал необходимо усложнять – делать его интеллектуальным, логическим, тогда при игре малыш вынужден рассуждать и думать. Очень полезны игры со словами, поскольку через них происходит дальнейшее пополнение и укрепление его словарного запаса.Для развития логического мышления хорошо использовать конструктор. Здесь ребёнку, начиная с простейших узоров, приходится собирать предмет по схеме-образцу. Кубики, мозаику, всевозможные головоломки нужно выкладывать по прилагаемой картинке, ориентируясь на размер, форму и цвет. Логические таблицы развивают одновременно различные анализаторы: словесные, логические, зрительные. Задания, основанные на тематической и видовой классификации, активизируют работу зрительного восприятия, внимания и мышления ребёнка.Пример игры «Четвёртый – лишний»: имеются картинки с изображениями грузовика, троллейбуса, автобуса и трамвая, из которых одно является лишним. Малыш должен подумать, выбрать лишнюю картинку и мотивировать своё решение. Он должен подыскать для оставшихся предметов общее название (если он исключил грузовик, то это пассажирский транспорт). Придумать такие группы картинок с общим признаком можно в любом количестве. Для этой игры ребёнку потребуется широкий кругозор, способность анализировать, а затем и предметно аргументировать свой выбор.В игре «Разложи по порядку» предлагаются пять картинок, хаотично разложенных, но имеющих общую тематику. Ребёнку нужно выяснить, на какой картинке изображено более раннее событие, и разложить их в соответствии с этим. То есть здесь малышу нужно разглядеть последовательность событий, выстроить логическую цепочку и обосновать найденную закономерность.В игре «Кто наблюдательнее» ребёнку предлагается таблица с нарисованными предметами и их схематическим изображением в виде символов. Он может определённое время её рассматривать, после чего таблица убирается, а ребёнок по памяти вспоминает последовательность расположения изображений и пытается воспроизвести таблицу. Если ребёнок справляется с задачей, то чувствует в себе уверенность, радуется и вновь хочет побеждать. Но бывают дети, не верящие в свои силы, быстро сдающиеся, задача родителей и психологов в работе с ними заключается в выработке стремления добиваться успеха. Для ребёнка очень важно осознавать своё «Я могу». Очевидно, что в логических играх раскрывается и личностные черты дошкольника.Важнейшим в развитии 5-6-летних детей является расширение кругозора и познавательное развитие. Любые направленные на это игры дадут хороший результат. Не следует отвечать односложными «да» и «нет», ведь ребёнку требуются развёрнутые ответы. Нужно узнавать его мнение, подталкивать его к рассуждениям. «Говорят, что сейчас лето. А так ли, докажи!», «Написано, что нельзя разводить костёр в лесу. А почему?». В детских головах много неосознанной информации, и они не всегда способны сами разложить её по полочкам. Взрослые же должны им в этом обязательно помочь.Для возраста 5-6 лет важным является оценочный подход малыша к себе и окружающим. К некоторым собственным недостаткам дети могут относиться критически, приводить для сверстников личностные оценки, подмечать нюансы отношений между взрослыми или между ребёнком и взрослым. Но примером для ребёнка всегда остаются собственные родители. Если от них поступает позитивная информация, то у ребёнка легко на душе, отсутствует тревога, обиды, страх, и в этих условиях в него проще закладывать интеллектуальную или социальную информацию.

Малыш до 1 года

Младенческий возраст характеризуется, прежде всего, эмоциональным общением, являющимся главным на данном этапе. Все действия новорожденного малыша производятся на инстинктивном уровне, неосознанно: он сосёт грудь или соску, двигает ручками и ножками, плачет, когда хочет есть или испытывает дискомфорт. Но пройдёт всего лишь несколько месяцев, и малыш начнёт осознанно улыбаться, ответит на мамину улыбку первым «агу» и потянется целенаправленно к игрушке. Здесь важным этапом психологического развития будет активное использование слуха и зрения. Достигнув возраста 6-8 месяцев, малыш научится ползать и примется изучать окружающий мир активнее. Он уже способен почувствовать связь между предметом и словом, его обозначающим. Первые слова открывают его словарный запас. К первой годовщине появления на свет малыш проявляет намерение общения с людьми. Он уже выбирает, кто ему нравится, а от кого лучше держаться подальше.

Оцените статью
Добавить комментарий