Автор статьи: Психолог, Коуч
Неустойчивый тип личности
Люди, относящиеся к неустойчивому типу личности, в детском возрасте – непослушные непоседы, а становясь взрослыми, сохраняют паттерн поведения поверхностности, частой переключаемости. Это мешает в учёбе и работе. Знания их нефундаментальны, бессистемны. Из таких людей вряд ли получатся высокие профессионалы и ценные специалисты. Люди с неустойчивой акцентуацией характера живут сегодняшним днём, «плывут по течению», не строят планов в учебной и трудовой деятельности.
Приглашаю в поддерживающую группу
Дети не любят учиться и делать домашние задания. Только строгий родительский контроль или контроль преподавателя сможет заставить выполнить заданное. Однако при любой удобной ситуации сбегут, предпочтя праздные развлечения. Взрослые – ненадёжные работники. Если и в редком исключении пообещали что-то сделать, то вскоре забыли, не доведя начатое до конца. Подобно конформам, они легко поддаются влиянию окружающих людей, подчиняются им. Обладают завышенной самооценкой.
Положительные качества, свойственные неустойчивому типу личности:
Человеку с неустойчивым типом личности необходим постоянный надзор. Неустойчивые нуждаются в лидере, авторитете. Лишь следуя жёсткому установленному распорядку, они способны достичь лучшего в этой жизни. Иначе постоянное отвлечение и следование за неуёмным требованием своего бессознательного в развлечениях, за предложениями неблагоприятного окружения, могут сыграть злую шутку с жизнью человека с данной акцентуацией характера. Склонны к употреблению психоактивных веществ, алкоголя, наркотиков.
Как себя вести в общении с неустойчивыми личностями
Хоть какую то стабильность поможет обозначать чёткий план-график его действий с контрольными точками. Это касается и домашних обязанностей, и учёбы, работы. Представлять положительные примеры из окружения и известных людей, на которые неустойчивому захочется равняться. Избегать явных манипуляций. Позволять проживать и накапливать свой опыт, давая принимать самостоятельные решения, тем самым развивая чувство ответственности.
Подборка статей про психотипы
☎ Онлайн встреча-знакомство +7 967 233 11 33 VIBER/WhatsApp/Телеграмм/Скайп/Зум (200руб/20-30 мин).
Гипертимный тип акцентуации характера по А.Е. Лично (Гипертимный тип акцентуации характера по Ленгарду-Шмишеку).
Гипертимные дети и подростки отличаются большой подвижностью, широтой социальных контактов, речевой активностью, большой (а иногда и чрезмерной) самостоятельностью, склонностью к демонстративности, недостатком чувства личностных границ по отношению ко взрослым людям. Обычно шумные, большую часть времени находящиеся в компании сверстников, которыми стремятся командовать и управлять. Часто неугомонность данного типа путают с гиперактивностью.
При поступлении в первый класс часто выходят на первый план неусидчивость, отвлекаемость, неспособность придерживаться общих правил поведения при том, что когнитивные способности часто у них выше среднего, они находчивы и сообразительны, часто схватывают сложный материал на лету. От этого их школьная успеваемость носить нестабильный характер. В подростковом возрасте двигательная активность постепенно снижается, однако особенности характера обостряются.
Хорошее и приподнятое настроения – одна из отличительных черт гипертимных подростков. Изредка такого подростка можно увидеть в гневе или раздражении. Обычно причиной негативных эмоций выступает конфронтация со стороны окружающих, когда желания и потребности подростка не могут быть удовлетворены из-за правил и социальных рамок. Слишком большую интенсивность гнев и агрессия могут приобрести в случаях, когда подростка пытаются загнать в рамки, заставить что-либо сделать, потому что «так надо» или же подросток сталкивается с неудачами и неуспехами, винить в которых можно только себя самого. Также, негативные эмоции могут вызвать ситуации вынужденного одиночества, которое гипертимные подростки переносят очень плохо.
Хорошему настроению сопутствуют прекрасное самочувствие, хороший жизненный тонус, хороший аппетит и здоровый сон. Несмотря на то, что спят они немного, этого времени им хватает, чтобы полностью восстановиться. Способны долго сохранять свои силы даже при больших физических нагрузках и в напряженных ситуациях. Психическое напряжение и вынужденное бездействие переносятся ими плохо.
Акселерация (опережающее развитие) начинает быть ярко выраженной примерно к 15-16 годам, когда у таких подростков можно наблюдать уже вполне сформировавшуюся фигуру взрослого человека.
Специфические эмоциональные подростковые реакции у гипертимов выражены достаточно сильно. В силу высокой потребности выйти из-под опеки взрослых, нередки конфликты с родителями и учителями. При слишком навязчивой опеке, контроле и нравоучениях «борьба за самостоятельность» лишь усиливается, возможны специальные нарушения правил и порядков. Гипертимы стремятся уйти от компании взрослых, где их пытаются заставить выполнять правила и нормы, в компанию сверстников, например, лагерь или кружки. Однако, сталкиваются и там с дисциплинарными требованиями. Все это влечет за собой попытки побега из той среды, что кажется им довлеющей. Но настоящие побеги у гипертимов редки, чаще всего они возвращаются. Т.к. одиночество ими переносится плохо, они пытаются подбить на побег кого-то из друзей или знакомых. В ситуации побега по-настоящему проявляются их умения ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, быстро устанавливать доверительные контакты с незнакомцами и изворачиваться в трудных ситуациях. Стремление к нарушениям правил и норм больше определяется легкомыслием, а не злым умыслом.
Потребность в компании определяется не только желанием находится среди единомышленников, а также стремлением к лидерству. Это стремление обнаруживается сразу же, как подросток осваивается в незнакомой компании. Чаще всего гипертимы действительно становятся лидерами за счет их умений и способностей.
Т.к. контакт с незнакомыми людьми не является для гипертимов проблемой, они являются несколько неразборчивыми в выборе знакомств. Стремясь попасть туда, где, как им кажется «кипит жизнь», они рискуют попасть в неблагополучную компанию. И там же перенять манеры и шаблоны поведения.
Такие подростки склонны к групповому противоправному поведению, часто сами становясь его инициатором.
Склонны к алкоголизации в компании сверстников. Могут проявить интерес к другим дурманящим средствам, полагая, что это не несет для них никакой опасности и не вызывает привыкания.
Увлечения и хобби у гипертимных подростков хоть и отличаются богатством и разнообразием, но при всем при этом непостоянны. Коллекционирование сменяется азартными играми, а спорт сменяется интеллектуальными кружками. Сюда же относится и склонность к лидерству. Как только они понимают, что помимо командования необходимо выполнять и повседневные скучные мелочи, их такое лидерство перестает привлекать.
Нельзя гипертимов назвать аккуратными людьми, что проявляется во всех делах и сферах, особенно в финансовой. Расчёты и планирование финансов – не самая сильная их сторона. Стремятся потрать все и сразу.
Сексуальное влечение проявляется обычно очень рано и имеет высокую интенсивность. Это толкает их на ранние сексуальные связи. Романтика обычно непродолжительна, ее место занимает желание поскорее вступить в интимную связь. Если ее не происходит, то и заинтересованность в объекте снижается.
Хорошее настроение и высокий жизненный тонус влекут за собой переоценку собственных сил и возможностей, что проявляется в некотором хвастовстве. Такие подростки действительно уверены в своих силах. Приукрашивание или лживость не являются базовыми чертами для данного типа акцентуации. Они всего лишь пытаюсь извернуться и подстроиться под сложившиеся обстоятельства.
Самый частый тип акцентуации. Потребность в развлечениях, веселом времяпрепровождении толкаю таких подростков на пренебрежение работой (как ограничивающей деятельности), алкоголизацию, делинквентность. В формировании данного типа особую роль играет семья (2 варианта развития семейных отношений – гипоопека и безнадзорность или гиперпротекция, контроль и жесткий диктат).
В данном типе преобладают такие черты характера, как хвастовство, желание произвести впечатление, покрасоваться, пустить пыль в глаза. Может обнаруживаться склонность к мистификации, в которой гипертим проявляет большую изобретательность и артистизм. В формировании данного типа акцентуации большую роль играет семейный стиль воспитания – потворствующая гиперпротекция.
Главная черта этого типа – бурные вспышки раздражения и гнева при столкновении с неудачами или ограничениями. В аффекте подросток утрачивает контроль над собственными действиями, он не соизмеряет собственные силы и силы того, на кого он хочет накинуться. Гипертим может проявлять агрессию по отношению к кому-то, но также может направлять ее и на себя. В формировании данного типа акцентуации не играет роли стиль семейного воспитания. Гипертимно-эксплозивный тип наблюдается при легких, но повторявшихся черепно-мозговых травмах. Также, данный тип акцентуации может быть следствием злокачественного течения биполярно-аффективного психоза, начавшегося в подростковом возрасте.
Неустойчивый тип акцентуации характера по А. Личко.
В первую очередь необходимо уточнить, что определение «неустойчивый» относится в первую очередь к поведенческим реакциям человека. У представителей данного типа акцентуации обнаруживается недостаточность в формировании социально приемлемых форм поведения. Безвольность обнаруживается во всех делах, к которым пытается приступить человек, от учебы и работы до развлечений.
В детском возрасте на первый план выходят непослушание, непоседливость, чрезмерная активность, некоторая трусость, склонность к подчинению. Трудно усваивают базовые правила поведения, поэтому за ними постоянно нужно приглядывать.
Учебная мотивация низкая. Выполняют задания нехотя, под постоянным и строгим контролем взрослого.
Рано обнаруживается тяга к безделью, развлечениям. Могут сбегать с уроков. При наличии в окружении активных друзей могут совершить побег из дома.
Реакция имитация избирательна. Копируют лишь те модели поведения, которые могут обеспечить сиюминутные радости и развлечения. Многие неустойчивые акцентуанты начинают курить в младшем школьном возрасте. Легко вступают в уличные компании и совершают мелкие кражи. В подростковом возрасте, когда обычные развлечения их уже не столь впечатляют, начинают употреблять алкоголь, наркотические вещества и совершают более серьезные противоправные действия.
В потребности найти новые впечатления находит свой ресурс и реакция отделения от родителей и их контроля, что для них несложно, т.к. настоящей любви и привязанности к своим родителям подростки не испытывают.
Плохо переносят одиночество, т.к. не умеют сами себя занять, что ведет их в уличные группы подростков, где они становятся «орудием» группы.
Развлечения, преимущественно, носят характер общения и азартных игр. Со спортом не дружат.
Сексуальное влечение также не отличается большой силой. По данным К.С. Лебединской у неустойчивых акцентуантов часто наблюдаются случаи задержанного психологического, физиологического и сексуального развития (Лебединская К.С. и др., 1978).
Такие подростки не знакомы с романтической влюбленностью, т.к. в принципе не способны на влюбленность и любовь.
Учеба и любой труд легко забрасываются. Начинают работать только при крайней необходимости. Целиком живут настоящим, не планируя ничего на будущее, не мечтая и стремясь к какой-либо иной цели, кроме развлечения и удовольствия.
Побеги из дома, в первое время, служат способом избегания наказаний. Повторные побеги объясняются поиском развлечений и легкой жизни.
При подготовке данной статьи были использованы материалы Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
Лабильный тип акцентуации характера.
Лабильный тип акцентуации характера по А.Е. Лично (Эмотивный тип акцентуации характера по Ленгарду-Шмишеку).
В детском возрасте подростки с лабильной акцентуацией ничем не выделяются среди остальных детей, но у некоторых можно обнаружить проявления невротических реакций (страхи, тики, энурез и тд.). При этом, почти у всех лабильных детей наблюдаются частые простудные заболевания, ангины, бронхиты и другие заболевания, протекающие не в острой форме, но имеющие протяженный и повторяющийся характер. Существует мнение, что соматическая инфантилизация (замедленное физическое развитие) оказывает существенное воздействие на формирование данного типа акцентуации.
Крайняя изменчивость настроения – главная черта лабильного типа. При том, что в подростковом возрасте настроение само по себе меняется часто, что затрудняет диагностику данного типа акцентуации, настроение у лабильных подростков меняется слишком часто и кардинально, при отсутствии веских поводов. Такие подростки могут прийти в уныние всего лишь от случайно произнесенного нелестного слова в их адрес или от небольшого пятна на одежде или обуви. Так и интересный разговор с незначительной похвалой или перспективная задумка могут крайне воодушевить подростка и отвлечь от тяжких дум.
Настроение подростков отличается не только своей изменчивостью, но также и своей глубиной. От настроения крайне зависимы все дела подростка, которые он запланировал на сегодня, включая общее самочувствие, аппетит, сон и тд. В зависимости от настроения меняется и самооценка, а также отношение к своим поступкам, прошлому, будущему и настоящему. Одни и те же люди будут восприниматься то как интересные и дружелюбные, то как скучные и, возможно, негативно настроенные.
Смена настроения, мало зависимая от объективных внешних факторов, создает у окружающих мнение о подростке, как легкомысленном и поверхностном. При этом, лабильные подростки способны на настоящие и глубокие чувства. Не смотря на способность к преданной и настоящей дружбе, в друге лабильные подростки ищут, прежде всего, того кто смог бы отвлечь их и утешить, понять и приободрить, а также разделить веселье и радость.
Похвала, знаки внимания и поощрения способны доставить лабильному подростку настоящее удовольствие и радость, а осуждения и порицания заставляют погрузиться в себя и начать глубоко переживать по этому поводу. По-настоящему тяжелые события, утраты или неприятности воспринимаются ими настолько тяжело, что могут привести подростка к депрессии или нервному срыву.
Проявления выхода из-под опеки взрослых весьма умеренны. Подросткам комфортно в своей семье, они чувствуют ту заботу, что проявляют родители. Чаще всего, попытки отделиться объясняются перепадами настроения, и выглядят как короткие эмоциональные вспышки, напоминающие подростковое упрямство и капризы. Если же семейная ситуация неблагополучная или нестабильная, то эмоциональные вспышки могут становиться более продолжительными и интенсивными.
Как и циклоиды, лабильные подростки тянутся к сверстникам лишь в моменты хорошего настроения, в моменты переживаний или упадка они предпочитают замкнуться в себе. Они не претендуют на роль лидера в коллективе, в основном ориентируются на эмоциональные контакты. Чаще всего занимают позицию опекаемого и защищаемого члена группы.
Увлечения и хобби также часто сменяются, как и у циклоидов. Чаще всего такие подростки выбирают занятия, позволяющие оказаться им в центре внимания, получить поддержку и одобрение, также занятия, позволяющие получать поверхностную информацию из множества источников и с легкостью ею обмениваться с широким кругом людей.
Интимная жизнь подростка ограничивается флиртом и ухаживаниями.
Самооценка отличается объективностью, искренностью и адекватностью. Зная о своих сильных и слабых сторонах личности, подростки также хорошо понимают особенности своего характера, в частности – частую смену настроения.
Данный тип акцентуации можно разделить на 4 подтипа.
Лабильно-аффективный тип личности.
Эмоциональные вспышки возникают по любому, даже самому незначительному поводу, но быстро прекращаются из-за истощения. Злость быстро сменяется печалью. В этих вспышках почти никогда нельзя заметить агрессии к кому-либо. Постоянная смена настроения приводит к рассеянности, отвлекаемости, частой смене интересов. В данном подтипе страдают прежде всего адекватность самооценки и критичность в собственным действиям.
В рамках данного подтипа у подростка можно наблюдать ультимативные требования беспредельной любви и преданности к себе. Подростки часто предаются иллюзорно-романтическим мечтаниям. В ситуациях психологического стресса наблюдаются истерические реакции.
Возникает на фоне эмоционального отвержения в сочетании с гиперпротекцией со стороны родителей. Характерно для таких подростков противоправное поведение, побеги из дома и тд.
Возникает на фоне эмоционального отвержения со стороны родителей. Основу настроения создают спады настроения, редко сменяющиеся радостью и подъемами.
Первая группа — это преходящие, транзиторные изменения. Наиболее частыми среди них являются острые аффективные реакции (см. гл. X).
Другой вид обозначается как ситуативно обусловленные преходящие психопатоподобные нарушения поведения, пубертатные поведенческие кризы, патохарактерологические реакции (см. гл. XI). Катамнестические исследования показали, что если эти нарушения поведения возникают на фоне акцентуаций характера, то при повзрослении в 80 % случаев наступает удовлетворительная социальная адаптация. Однако прогноз зависит от типа акцентуации и ее степени (явная, скрытая). По данным нашего сотрудника А. А. Александрова, наиболее благоприятно предсказание при гипертимной акцентуации (даже при явной в 86 % случаев — хорошая адаптация), наихудшее — при явной неустойчивой акцентуации (всего лишь 17%).
Третий вид транзиторных изменений — это развитие на фоне акцентуаций характера разнообразных психогенных психических расстройств — неврозов, реактивных депрессий и т. п. Но в данном случае дело уже не ограничивается «динамикой акцентуаций», так как развивается болезненное состояние.
Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких видов.
Переход явной акцентуации в скрытую состоит в том, что при повзрослении и под влиянием накопления жизненного опыта акцентуированные черты характера сглаживаются или компенсируются. Без знания из анамнеза особенностей поведения в подростковом возрасте и без специального патохарактерологического обследования в таких случаях становится трудно составить четкое представление о типе акцентуации. Однако под влиянием некоторых психогенных факторов, а именно тех, которые адресуются к «месту наименьшего сопротивления», присущему данному типу акцентуации, черты этого типа, до этого уже замаскированные, раскрываются во всей полноте и порою внезапно.
Формирование на почве акцентуаций характера психопатических развитий под действием неблагоприятных условий среды («краевые психопатии», по О. В. Кербикову, 1961) описано в гл. XIV. В этих случаях, так же как при неврозах, реактивных состояниях, динамические изменения выходят за рамки акцентуаций как вариантов нормы.
Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с первоначальным типа, причем черты нового типа могут делаться доминирующими. В других случаях — при изначально смешанных типах — черты одного из них могут настолько выступать на первый план, что полностью заслоняют черты другого. Это касается обоих видов описанных нами смешанных типов — и промежуточных, и амальгамных.
Подобные трансформации типов возможны только в определенном направлении — только в сторону совместимых типов акцентуаций. Никогда не приходилось видеть превращения гипертимного типа в шизоидный, лабильного в эпилептоидный или наслоения черт неустойчивого типа на психастеническую или сенситивную основу.
Самым мощным трансформирующим фактором в подростковом возрасте является неправильное воспитание (см. гл. III).
ЧАСТОТА АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
Таблица 2. Ориентировочные частоты (%) разных типов акцентуаций характера в популяции подростков (по данным Н. Я. Иванова)
Транскультуральные исследования показали, что в разных регионах можно видеть некоторые отличия в частоте разных типов акцентуаций.
Разные типы акцентуаций характера неодинаково предрасполагают к нарушениям поведения и психическим расстройствам.
При психопатоподобных нарушениях поведения с делинквентностью, где понадобилась госпитализация в психиатрическую больницу, акцентуации характера установлены в 80 % случаев, особенно частыми были эпилептоидный, истероидный и неустойчивый типы.
О предрасположенности разных типов акцентуаций характера к психическим расстройствам будет сказано в соответствующих главах.
Подростковая психиатрия. Содержание.
Эти типы имеют как значительные черты сходства, так и определенные отличия от аналогичных типов акцентуаций характера.
Гипертимные психопатии. В чистом виде гипертимность обычно ограничивается рамками акцентуации. При становлении конституциональных психопатий и при психопатических развитиях некоторые черты гипертимного типа, существующие и при акцентуации в менее выраженном виде, начинают выступать на первый план, создавая сходство с другими типами психопатий.
Гипертимно-неустойчивый тип является наиболее частым. Жажда развлечений, веселья, рискованных похождений все более толкает на пренебрежение занятиями и работой, на алкоголизацию, сексуальные эксцессы и делинквентность — в конечном итоге все это может привести к асоциальному образу жизни. Ядро личности по-прежнему остается гипертимным и при всем внешнем сходстве с неустойчивыми таких подростков всегда отличают высокий жизненный тонус, кипящая энергия, оптимизм, живой интерес к новому и более всего — неугасающее стремление к лидерству, к роли вожака, заводилы, зачинателя самых рискованных авантюр.
Психопатизация по гипертимно-неустойчивому типу чаще осуществяется по пути психопатического развития на основе гипертимной акцентуации. Решающую роль в этом обычно играет семья. Как гипопротекции, безнадзорность, так и доминирующая гиперпротекция с мелочным контролем и жестким диктатом, да еще сочетающиеся с неблагополучием внутрисемейных отношений, могут послужить стимулами к психопатическому развитию. Это развитие обычно начинается в младшем подростковом возрасте с первыми признаками полового созревания и особенно ускоряется, достигая психопатического уровня, в среднем и старшем подростковом возрасте. Доминирующая гиперпротекция резко усиливает реакцию эмансипации. Родители реагируют на эмансипационные устремления подростка адекватным, с их точки зрения, способом: ожесточая контроль, доводя его иногда до постыдной для подростка слежки и унижения его перед товарищами, настойчивее требуя послушания, строже наказывая и т. п. У подростка все это лишь усиливает реакцию эмансипации. В результате создается порочный круг. В какой-то момент гипертимный подросток напрочь рвет всю систему родительских запретов. Но не приученный с детства пользоваться свободой, не познавший на собственном опыте ее разумные пределы, гипертимный подросток устремляется туда, где «все можно», т. е. в ближайшую уличную компанию. Здесь быстро следуют выпивки, сомнительные похождения. Алкоголизация значительно подталкивает психопатическое развитие.
Евгений Л., 17 лет. Наследственность отягощена алкогольными психозами у деда и отца. Из неполной семьи: отец оставил мать, когда сыну было два года. Мать лечилась от невроза, в поведении — претенциозна. К сыну относилась неровно: то баловала, то без причины бранила и наказывала. Он сам говорит, что до сих пор никогда не может понять, чего мать хочет.
С детства был очень подвижен, непоседлив, отвлекаем, общителен, тянулся к ровесникам, но быстро с ними ссорился, вступал в драку. В младших классах при удовлетворительных способностях учился неровно из-за невнимательности, неусидчивости. Был шумлив, убегал с уроков гулять или в кино. В 10 лет в связи с большой возбудимостью, склонностью к конфликтам обследовался в детской психиатрической больнице, где была диагностирована «невропатия». В 12 лет бросил школу, связался с асоциальными подростками, стал курить и выпивать, участвовал в ограблении киоска. Был помещен в специальный интернат, откуда неоднократно совершал побеги, подбивая к ним товарищей. Окончил в этом интернате 8 классов и по конкурсу поступил в техникум. Но занятия вскоре забросил, «загулял», дни проводил в уличных компаниях. Выпивал эпизодически («только со своими ребятами»), без привычной компании к алкоголю не тянуло. Был устроен учеником на мебельную фабрику, но стал прогуливать. Дома скандалил с матерью, требовал от нее денег на выпивки. Связался с хулиганами, участвовал в драке, сам получил легкое ножевое ранение. Вместе с группой подростков совершил кражу со взломом из буфета спиртных напитков.
В подростковой психиатрической клинике настроение слегка приподнятое, шумлив, легковесен, со всеми вступает в контакт, легко возбуждается и конфликтует («не выношу начальственного тона»), но быстро отвлекается и успокаивается. К предстоящему над ним суду относится легкомысленно. Мечтает в будущем стать капитаном дальнего плавания — полагает, что если захочет, то сможет легко «исправиться».
Физически развит по возрасту. При неврологическом осмотре и на ЭЭГ — без отклонений.
При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован резко выраженный гипертимный тип. Реакция эмансипации — умеренная, отношение к алкоголизации — неопределенное.
Самооценка — удовлетворительная: по шкале субъективной оценки выступили гипертимные, лабильные и конформные черты, отвергаются только астеноневротические черты (последнее свойственно гипертимному типу).
Диагноз. Психопатия гипертимно-неустойчивого типа выраженной степени.
Катамнез через год. Находится в воспитательно-трудовой колонии. Пишет оттуда матери теплые письма с хорошими обещаниями.
Отправить ответ