Эмоциональный
компонент выполняет особую функцию в
структуре мотивации. Эмоция, возникающая
в составе мотивации, играет важную роль
в определении направленности поведения
и способов его реализации.
Эмоция – особая
форма психического отражения, которая
в форме непосредственного переживания
отражает не объективные явления, а
субъективное к ним отношение. Особенность
эмоций состоит в том, что они отражают
значимость объектов и ситуаций,
действующих на субъект, обусловленную
отношением их объективных свойств к
потребностям субъекта. Эмоции выполняют
функции связи между действительностью
и потребностями.
Эмоции охватывают
широкий круг явлений. По поводу того,
какие субъективные переживания следует
называть эмоциями, существует несколько
точек зрения. Приведем три из них.
Так, П.Милнер
считает, что хотя и принято отличать
эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от
так называемых общих ощущений (голода,
жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают
много общего и их разделение достаточно
условно. Одной из причин их различения
является разная степень связи субъективных
переживаний с возбуждением рецепторов.
Так, переживание жары, боли субъективно
связывается с возбуждением определенных
рецепторов (температурных, болевых). На
этом основании подобные состояния
обычно и обозначаются как ощущения.
Состояние же страха, гнева трудно связать
с возбуждением рецепторов, поэтому они
обозначаются как эмоции. Другая причина,
по которой эмоции противопоставляются
общим ощущениям, состоит в нерегулярном
их возникновении. Эмоции часто возникают
спонтанно и зависят от случайных внешних
факторов, тогда как голод, жажда, половое
влечение возникают с определенными
интервалами. Однако и эмоции, и общие
ощущения возникают в составе мотивации
как отражение определенного состояния
внутренней среды, через возбуждение
соответствующих рецепторов. Поэтому
их различие условно и определяется
особенностями изменения внутренней
среды.
Вместе с тем
существует и иная точка зрения. Так,
П.Фресс считает, что, хотя и существует
единый континуум внутренних переживаний
— от слабых чувств к сильным, только
сильные переживания могут быть названы
эмоциями. Их отличительной чертой
является дезорганизующее влияние на
текущую деятельность. Именно эти сильные
чувства и обозначаются как эмоции.
Эмоции развиваются, когда мотивация
становится слишком сильной по сравнению
с реальными возможностями субъекта. Их
появление ведет к снижению уровня
адаптации. Согласно этой точке зрения
эмоции — это страх, гнев, горе, иногда
радость, особенно чрезмерная радость.
Например, радость может стать эмоцией,
когда из-за ее интенсивности мы теряем
контроль над собственными реакциями:
свидетельством тому являются возбуждение,
бессвязная речь и даже безудержный
смех. Такое сужение понятия эмоции
отвечает представлению, выраженному в
активационной теории Д.Линдсли, согласно
которой эмоции соответствуют локальному
участку на верху шкалы активации с
наиболее высоким ее уровнем. Их появление
сопровождается ухудшением выполняемой
деятельности.
Не все субъективные
переживания относятся к эмоциям и по
классификации эмоциональных явлений
А.Н.Леонтьева. Он различает три вида
эмоциональных процессов: аффекты,
собственно эмоции и чувства. Аффекты —
это сильные и относительно кратковременные
эмоциональные переживания, сопровождающиеся
резко выраженными двигательными и
висцеральными проявлениями. У человека
аффекты вызываются как биологически
значимыми факторами, затрагивающими
его физическое существование, так и
социальными, например, социальными
оценками, санкциями. Отличительной
особенностью аффектов является то, что
они возникают в ответ на уже фактически
наступившую ситуацию. В отличие от
аффектов собственно эмоции представляют
собой более длительное состояние, иногда
лишь слабо проявляющееся во внешнем
поведении. Они выражают оценочное
личностное отношение к складывающейся
или возможной ситуации. Поэтому они
способны, в отличие от аффектов,
предвосхищать ситуации и события,
которые реально еще не наступили. Они
возникают на основе представлений о
пережитых или воображаемых ситуациях.
Третий вид эмоциональных процессов —
это так называемые предметные чувства.
Они возникают, как специфическое
обобщение эмоций и связаны с представлением
или идеей о некотором объекте — конкретном
или отвлеченном (например, чувство любви
к человеку, ненависти и т.д.). Предметные
чувства выражают устойчивые эмоциональные
отношения.
Таким образом,
наименее ясным остается вопрос о
взаимоотношении эмоций как более узкого
класса явлений, характеризующихся
яркостью субъективных переживаний, с
теми переживаниями, эмоциональная
насыщенность которых менее выражена.
Последние характерны для очень широкого
класса состояний человека. Например,
это переживания усталости, скуки, голода
и т.д. Существуют ли эти две группы
переживания раздельно, или же для них
имеется общий, единый нейрофизиологический
механизм?
Ряд экспериментальных
данных, полученных методами психосемантики,
скорее говорят в пользу последнего
предположения.
Функции эмоций
Биологическое
значение эмоций в том, что они позволяют
человеку быстро оценить свое внутреннее
состояние, возникшую потребность,
возможности ее удовлетворения. Например,
истинную пищевую потребность в количестве
белков, жиров, углеводов, витаминов,
солей и т.д. мы оцениваем посредством
соответствующей эмоции. Это переживание
голода или — ощущение сытости.
Существуют несколько
функций эмоций: отражательная (оценочная),
побуждающая, подкрепляющая, переключательная
и коммуникативная.
Отражательная
функция эмоций выражается в обобщенной
оценке событий. Эмоции охватывают весь
организм и тем самым производят почти
мгновенную интеграцию, обобщение всех
видов деятельности, которые им выполняются,
что позволяет, прежде всего, определить
полезность и вредность воздействующих
на него факторов и реагировать прежде,
чем будет определена локализация
вредного воздействия. Примером может
служить поведение человека, получившего
травму конечности. Ориентируясь на
боль, человек немедленно находит такое
ее положение, которое уменьшает болевые
ощущения.
Эмоциональные
оценочные способности человека
формируются не только на основе опыта
его индивидуальных переживаний, но и в
результате эмоциональных сопереживаний,
возникающих в общении с другими людьми,
в частности через восприятие произведений
искусства, средства массовой информации.
Оценочная или
отражательная функция эмоции
непосредственно связана с ее побуждающей
функцией. Согласно Оксфордскому словарю
английского языка слово “эмоция”
произошло от французского глагола
“mouvoir”, означающего “приводить в
движение”. Его начали употреблять в
XVII в., говоря о чувствах (радости, желании,
боли и т.д.) в отличие от мыслей. Эмоция
выявляет зону поиска, где будет найдено
решение задачи, удовлетворение
потребности. Эмоциональное переживание
содержит образ предмета удовлетворения
потребности и отношение к нему, что и
побуждает человека к действию.
П.В.Симонов выделяет
подкрепляющую функцию эмоций. Известно,
что эмоции принимают самое непосредственное
участие в процессах обучения и памяти.
Значимые события, вызывающие эмоциональные
реакции, быстрее и надолго запечатлеваются
в памяти. Так, у сытой кошки нельзя
выработать условные пищевые рефлексы.
Для успешного обучения необходимо
наличие мотивационного возбуждения, в
данном случае отражающегося в чувстве
голода. Однако соединение индифферентного
раздражителя с голодовым возбуждением
еще недостаточно для выработки условных
пищевых рефлексов. Требуется третий
компонент — воздействие фактора,
способного удовлетворить существующую
потребность,— пища. В опытах Т.Н.Ониани,
который сочетал внешний стимул с
электрическим раздражением лимбических
структур мозга, вызывающим у сытой кошки
потребность в еде, удалось выработать
только условную реакцию избегания и
страха. А условных рефлексов еды получить
не удалось главная причина — электрическая
стимуляция лимбической структуры,
использованная в качестве подкрепления,
не содержала награды — удовлетворения
потребности.
Также не удается
выработать условно-рефлекторный голод,
если сочетать индифферентные раздражители
— обстановочные сигналы с состоянием,
вызываемым пищевой депривацией. У такого
животного на обстановку эксперимента
вырабатывается не поисковое пищевое
поведение, а реакция страха и избегания.
Т.е. индифферентный стимул связывается
с реакцией избегания, которой животное
реагирует на ситуацию длительного
голодания, так как эта реакция уменьшает
страх.
Таким образом,
реальным подкреплением для выработки
условного рефлекса (классического и
инструментального) является награда.
Наградой голодному животному может
быть пища. Само болевое раздражение не
является наградой, ее дает лишь
освобождение, избегание его. Получение
награды ассоциируется с возникновением
положительных эмоций. Поэтому “только
интеграция голодового возбуждения с
возбуждением от фактора, способного
удовлетворить данную потребность, т.е.
механизм, генерирующий положительную
эмоцию, обеспечивает выработку условного
рефлекса” (Симонов П.В. Мотивированный
мозг. М., 1987).
. Подкрепляющая
функция эмоций наиболее успешно была
исследована на экспериментальной модели
“эмоционального резонанса”,
предложенной П.В. Симоновым. Было
обнаружено, что эмоциональные реакции
одних животных могут возникать под
влиянием отрицательных эмоциональных
состояний других особей, подвергнутых
воздействию электрокожного раздражения.
Эта модель воспроизводит типичную для
социальных взаимоотношений ситуацию
возникновения отрицательных эмоциональных
состояний в сообществе и позволяет
изучать функции эмоций в наиболее чистом
виде без непосредственного действия
болевых раздражителей. В опытах
Л.А.Преображенской, в которых собака-“жертва”
подвергалась наказанию электрически
током на глазах у собаки-“наблюдателя”,
у последней возрастала частота
сердцебиения и увеличивалась синхронизация
гиппокампального тета-ритма. Это
указывает на появление у нее негативного
эмоционального напряжения. В таких
условиях собака-“наблюдатель”
способна выработать избегательный
инструментальный рефлекс (в виде подъема
лапы), прекращающий подачу тока
собаке-“жертве”. Выработка такого
инструментального рефлекса у
собаки-“наблюдателя” сопровождается
снижением у нее ЧСС и уменьшением
гиппокампального тета-ритма, т.е.
исчезновением отрицательного
эмоционального состояния. Следовательно,
предотвращение отрицательного
эмоционального напряжения и служит ей
той наградой, на которой и вырабатывается
данный условный инструментальный
рефлекс.
В естественных
условиях деятельность человека и
поведение животных определяются многими
потребностями разного уровня. Их
взаимодействие выражается в конкуренции
мотивов, которые проявляют себя в
эмоциональных переживаниях. Оценки
через эмоциональные переживания обладают
побуждающей силой и могут определять
выбор поведения.
Переключательная
функция эмоций особенно ярко обнаруживается
при конкуренции мотивов, в результате
которой определяется доминирующая
потребность. Так, в экстремальных
условиях может возникнуть борьба между
естественным для человека инстинктом
самосохранения и социальной потребностью
следовать определенной этической норме,
она переживается в форме борьбы между
страхом и чувством долга, страхом и
стыдом. Исход зависит от силы побуждений,
от личностных установок.
Рассмотрим
коммуникативную функцию эмоций.
Мимические и пантомимические движения
позволяют человеку передавать свои
переживания другим людям, информировать
их о своем отношении к явлениям, объектам
и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные
вздохи, изменение интонации являются
“языком человеческих чувств”,
средством сообщения не столько мыслей,
сколько эмоций.
Существуют
генетически заданные универсальные
комплексы поведенческих реакций,
выражающие возникновение основных
фундаментальных эмоций. Генетическая
детерминированность экспрессивных
реакций подтверждается сходством
выразительных мимических движений у
слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы).
Различия в мимических движениях между
слепыми и видящими маленькими детьми
совсем незначительны. Однако с возрастом
мимика зрячих становится более
выразительной и генерализованной, тогда
как у слепых она не только не
совершенствуется, а даже регрессирует.
Следовательно, мимические движения
имеют не только генетическую детерминанту,
но и сильно зависят от обучения и
воспитания.
Физиологи нашли,
что выразительные движения животных
управляются самостоятельным
нейрофизиологическим механизмом.
Стимулируя электрическим током различные
точки гипоталамуса у бодрствующих
кошек, исследователи смогли обнаружить
два типа агрессивного поведения:
“аффективную агрессию” и
“хладнокровное” нападение. Для
этого они помещали кошку в одну в одну
клетку с крысой и изучали влияние
стимуляции гипоталамуса кошки на ее
поведение. При стимуляции одних точек
гипоталамуса у кошки при виде крысы
возникает аффективная агрессия. Она
набрасывается на крысу с выпущенными
когтями, шипением, т.е. ее поведение
включает поведенческие реакции,
демонстрирующие агрессию, которые
обычно служат для устрашения в борьбе
за первенство или за территорию. При
“хладнокровном” нападении, которое
наблюдается при стимуляции другой
группы точек гипоталамуса, кошка ловит
крысу и хватает ее зубами без каких-либо
звуков или внешних эмоциональных
проявлений, т.е. ее хищническое поведение
не сопровождается демонстрацией
агрессии. Наконец, еще раз изменив
локализацию электрода, у кошки можно
вызвать поведение ярости без нападения.
Таким образом, демонстративные реакции
животных, выражающие эмоциональное
состояние, могут быть включены в поведение
животного, а могут и не быть использованы.
Центры или группа центров, ответственных
за выражение эмоций, находятся в
гипоталамусе.
Коммуникативная
функция эмоций предполагает наличие
не только специального нейрофизиологического
механизма, обуславливающего осуществление
внешнего проявления эмоций, но и
механизма, позволяющего читать смысл
этих выразительных движений. И такой
механизм найден. Исследований нейронной
активности у обезьян показало, что в
основе идентификации эмоций по мимике
лица лежит активность отдельных нейронов,
селективно реагирующих на эмоциональное
выражение. Нейроны, реагирующие на лица
с выражением угрозы, обнаружены в верхней
височной коре и в миндалине у обезьян.
Не все проявления эмоций одинаково
легко идентифицируются. Легче распознается
ужас (57% испытуемых), затем отвращение
(48%), удивление (34%). По ряду данных,
наибольшую информацию об эмоции содержит
выражение рта. Идентификация эмоций
возрастает вследствие научения. Однако
некоторые эмоции начинают хорошо
распознаваться уже в самом раннем
возрасте. 50% детей в возрасте до 3 лет
распознавали реакцию смеха на фотографиях
актеров, а эмоцию боли в возрасте 5-6 лет.
Эмо́ция—эмоциональный
процесс средней
продолжительности,
отражающий субъективное оценочное
отношение к существующим или возможным
ситуациям.
Чу́вство — эмоциональный
процесс человека,
отражающий субъективное оценочное
отношение к реальным или абстрактным объектам.
Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.
ЭМОЦИИ
– это реакция! ЧУВСТВА – это отношения!
В
современной психологии выделяют
несколько основных функций
эмоций: сигнальную,
оценочную, приспособительную,
регуляторную, коммуникативную,
стабилизирующую, мотивирующую.
Сигнальная
(информационная) функция эмоций. Возникновение
эмоций и чувств информирует о том, как
идет процесс удовлетворения потребностей
субъекта.
Оценочная
функция эмоций. Эмоция
выступает обобщенной оценкой ситуации,
в которой находится субъект. Эмоции и
чувства помогают ему ориентироваться
в окружающей действительности, оценивать
предметы и явления с точки зрения их
желательности или нежелательности,
полезности или вредности.
Приспособительная
функция эмоций. Благодаря
вовремя возникшей эмоции субъект имеет
возможность быстро среагировать на
внешнее или внутреннее воздействие и
целесообразно приспособиться к
сложившимся условиям.
Регуляторная
функция эмоций возникает
на основе информационно-сигнальной
функции. Отражая и оценивая действительность,
эмоции и чувства направляют поведение
субъекта в определенную сторону,
способствуют проявлению определенных
реакций.
Коммуникативная
функция эмоций свидетельствует
о том, что без эмоциональных проявлений
трудно представить какое-либо
взаимодействие между людьми. Выражая
эмоции через чувства, человек проявляет
свое отношение к действительности и к
другим людям в выразительных движениях
(жесты, мимика, пантомимика, интонация
голоса).
Стабилизирующая
(защитная) функция эмоций.
Эмоции являются регулятором поведения,
который удерживает жизненные процессы
в оптимальных границах удовлетворения
потребностей и предупреждает
разрушительный характер каких-либо
факторов для жизнедеятельности данного
субъекта.
Мотивирующая
функция эмоций.
Эмоции (страх, удивление, беспокойство
и др.), сообщая нам о характере воздействий
внешней среды, побуждают нас к определенным
действиям.
Виды эмоциональных переживаний
Настроения
– относительно слабо выраженные,
диффузные переживания, не относящиеся
к конкретному предмету, могут удерживаться
в течении достаточно длительного
времени, определяют общий эмоциональный
тон.
Классификации
эмоций по качеству более противоречивы.
В работах разных авторов выделяется
от 6 до 20 «основных эмоций». Мы кратко
остановимся на следующих:
Радость
– положительное эмоциональное состояние,
связанное с удовлетворением
актуальнойпотребности.
Удивление
– эмоциональная реакция на неожиданные
обстоятельства.
Страдание
– отрицательное переживание, связанное
с воспринимаемой невозможностью
удовлетворения важнейших потребностей.
Гнев
– отрицательное переживание, часто
протекающее в форме аффекта, представляет
собой реакцию на неожиданно возникшие
препятствия на пути к достижению
желаемой цели.
Страх
– отрицательное эмоциональное переживание,
связанное с прогнозом вероятного
неблагополучия.
Стыд
– состояние, вызываемое осознанием
своего несоответствия мнению окружающих
и/или собственным принципам.
Одной
из наиболее универсальных схем,
позволяющих как классифицировать
эмоции, так и описывать их динамику,
является учение В. Вундтао
трех компонентах эмоций.Вундтпредполагал,
что любая эмоция может быть разложена
на три взаимно независимых компонента,
которые он предлагал представлять в
виде координатных осей эмоционального
пространства:
Любое
эмоциональное состояние может быть
представлено точкой в этом пространстве,
а его динамика во времени – линией.
Вступая во взаимодействие с окружающим миром, человек отражает в своем мозгу не только многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости (это отражаетсяв познавательных процессах), но и объективные отношения, которые складываются у него как личности с отдельными объектами отражения: одни явления радуют, другие – печалят, одни – восхищают; другие – возмущают. Эта своеобразная сторона отражения мира составляет область чувств и эмоций.Эмоциями и чувствами называют переживания человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.
Эмоции– более простое, непосредственное переживание в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с потребностью человека. Чувства же отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру, к удовлетворению сложных потребностей, возникающих в процессе развития личности.
Функции эмоций и чувств.Сигнальная выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде (при помощи чувств и эмоций мы сигнализируем другим людям о
том, в каком состоянии и настроении мы находимся и как сейчас надо с нами общаться). Регулирующая выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся трудности (чувство долга, ответственности, любви).
Эмоции и чувства обладают полярностью и могут быть:
а) положительными – мы испытываем их тогда, когда факты, предметы и явления окружающего нас мира соответствуют нашим потребностям и
требованиям (удовольствие, радость, счастье, ликование, веселье, любовь и т.п.);
б) отрицательными – эти эмоции не соответствуют нашим потребностям (неудовлетворение, страдание, печаль, горе, отвращение, страх, ненависть, гнев и т.д.);
в) еще одна разновидность переживаний – неопределенное(ориентировочное) переживание. Оно возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающим миром.
Все чувства и эмоции делятся на:
а) стенические (греч.стенос – сила) – вызывающие активное состояние, повышающие жизнедеятельность человека (радость, боевое возбуждение, «спортивная злость», гнев, ненависть и др.);
б) астенические (греч.астенос – слабость) – вызывающие пассивное, угнетенное состояние (печаль, тоска, уныние, подавленность).
Формы эмоциональных переживаний.
Аффект(лат.душевное волнение, возбуждение) – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.
Страсть – это длительное, устойчивое чувство. Страсть связана со стремлением, и она направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной (к искусству, знаниям) отрицательной – направленной на недостойные цели (к наркотикам, алкоголю)
Стресс(англ. – напряжение) – состояние, близкое к аффекту, а по длительности протекания – к настроению. Возникает в необычной, трудной ситуации обиды, опасности, стыда, угрозы и др. Стрессы приводят к физиологическим изменениям (учащение сердцебиения и дыхания, повышение кровяного давления) и нарушениям поведения (общая реакция возбуждения, дезорганизация поведения, рассеянность, трудности в переключении внимания).
Фрустрация (дезорганизация сознания и поведения) – крайняя неудовлетворенность, блокада стремлений.Возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки. Фрустрации подтверждены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостьюВ состоянии фрустрации человек испытывает сильное нервное потрясение, крайнюю досаду, озлобленность, подавленность
Особенности проявления эмоций и чувств у различных типов темперамента.