Особенности психологического возраста подростков и темпераменты

Каждому родителю, воспитывающему ребенка 3-6 лет, следует знать его психологические особенности. В это время стремительно развиваются познавательные процессы, закладываются основные личностные особенности будущего полноправного члена общества, его морально-нравственная и эмоционально-волевая сфера. Для того чтобы ребенок вырос здоровой и гармоничной личностью, потребуется создать благоприятные условия для его развития.

В дошкольном возрасте малыш быстро развивается как физически, так и психически. Он уже научился распознавать сигналы, поступающие от окружающего мира, настает этап их анализа и синтеза. Происходит накапливание знаний, умений и навыков, их совершенствование.

Данный возраст охватывает период от 3 до 7 лет. Начинается с отделения себя от родителей и заканчивается развитием самосознания. Он подразделяется на 3 этапа:

  • младший дошкольный возраст (3-4 года);
  • средний дошкольный возраст (4-5 лет);
  • старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Каждый период имеет свои характерные психологические особенности развития. В возрасте 3-4 лет малыш начинает активно самоутверждаться. Он стремится все делать самостоятельно и по-своему, расхваливает себя, свои действия и требует того же от взрослых. Нередко проявляются такие реакции, как непослушание, упрямство, негативизм — все это признаки кризиса 3 лет.

Психологическое развитие дошкольников возраста 3-4 лет включает в себя переход от наглядно-действенного вида мышления к наглядно-образному, заканчивается период активного формирования речи, словарный запас насчитывает более 1000 слов. Внимание и память носят непроизвольный характер.

У старших дошкольников формируются устойчивые привязанности к взрослым, для психологического здоровья малышу требуется родительская любовь, внимание и понимание. Активизируются творческие способности, появляется произвольность внимания и памяти, эмоциональные реакции становятся более стабильными, развиваются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Формируется совесть и чувство долга, твердо усвоены нормы и правила поведения в обществе, понятия о добре и зле, дружбе и любви. Дети этого возраста любят веселые игры, их забавляют нелепицы и небылицы.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста характеризуются тем, что на данном этапе развития широкие познавательные интересы выходят на первый план. Это возраст маленьких «почемучек», желающих понять, как устроен мир. Характерная особенность этого возрастного периода — любознательность, острое желание понять окружающую действительность. Очень важно поддержать ее, чтобы в дальнейшем она трансформировалась в интерес к учебе и любовь к знаниям.

Роль игры

Развитие психических процессов в дошкольном возрасте находится в стадии становления. Ребенок активно познает мир и задает массу вопросов. Развиваются познавательные процессы — память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера, а также творческие способности. Зная особенности психического развития детей дошкольного возраста, родители выстраивают с ними гармоничные отношения и воспитывают здоровую личность.

Ведущая деятельность дошкольников — игра, освоение норм поведения в обществе и мира человеческих отношений. Ребенок стремится отделиться от взрослых, формирует собственную ситуацию, где он является хозяином положения. Но в действительности он не может принимать полноценное участие в жизни взрослых в силу ряда физических и психических ограничений. Символической формой, помогающей самоутвердиться, выступает сюжетно-ролевая игра, в которой соблюдается ряд условий:

  • ребенок подражает действиям взрослых;
  • придумывает ситуацию, где реальные вещи замещаются игрушками;
  • символический характер происходящего;
  • процесс включает ряд правил и ограничений.

Все это обеспечивает психологическое здоровье дошкольника, его умственное и эмоциональное развитие. Посредством игры он учится взаимодействовать с окружающими, познает мир, а благодаря подчинению правилам развивается произвольность поведения.

Психологические особенности дошкольного возраста включают ряд новообразований, характерных для данного этапа развития:

  • формирование наглядно-образного мышления, предвосхищение будущего результата деятельности;
  • развитие произвольности психических процессов (памяти, внимания), возможность приостанавливать реакции для оценки ситуации и прогнозирования;
  • расширение спектра мотивов;
  • становление и развитие самооценки и самосознания;
  • активная функция речи;
  • в нравственном развитии осуществляется сознательное принятие норм поведения в обществе;
  • психологическая готовность к школе (интеллектуальная и личностная).

В большинстве случаев по достижении 7 лет у ребенка имеются данные новообразования в том или ином качестве.

Трудности психического развития

Психология дошкольного возраста такова, что стремительный рост и развитие обуславливают возникновение ряда противоречий, влияющих на поведение и эмоциональные проявления дошкольника. Обилие внешних впечатлений и новых возможностей, повышенная двигательная активность, возрастающая потребность в общении со сверстниками — это основные движущие силы развития ребенка дошкольного возраста.

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте может быть затруднено в силу ряда проблем:

  • эмоционально-личностные проблемы (плохое настроение, агрессия, тревожность, страхи и т.п.);
  • замедленное развитие познавательных процессов (нарушение внимания, сложности запоминания, недостаточное понимание, ограниченный словарный запас);
  • поведенческие проблемы (лживость, дерзость, зазнайство);
  • неврологические проблемы различной специфики (расстройство сна, быстрая утомляемость, энурез);
  • проблемы общения (отстраненность от других детей, обидчивость, чрезмерная замкнутость).

Дошкольная психология утверждает, что несмотря на усложнение переживаний, психика дошкольников достаточно гибкая и адаптивная, способная справиться с рядом погрешностей в воспитании и негативными факторами. Разобраться в подобных трудностях поможет диагностика психического развития детей.

Диагностическое обследование дошкольников психологом

С целью исследования особенностей развития дошкольников используются разнообразные методики. Преимущественно это тесты, позволяющие определить личностные особенности ребенка, уровень его психического развития, а также психологическую готовность к школе. Разработкой подходов к обследованию, методов, правил проведения, интерпретации результатов занимается психология детей дошкольного возраста.

К 5-6 годам ребенок уже хорошо воспринимает информацию на слух, может пересказать услышанное, пояснить ответ на вопрос. Развивается логическое мышление, операции анализа и синтеза, обобщения, классификации. Поскольку произвольность поведения в этом возрасте еще только формируется, психодиагностика детей должна включать задания, затрагивающие как произвольный, так и непроизвольный уровень познавательных процессов.

Методики для дошкольников в основном направлены на определение сформированности предпосылок к учебной деятельности, уровня личностного и познавательного развития дошкольника, особенностей его мотивационно-потребностной сферы.

Методы психодиагностики детей дошкольного возраста не ограничиваются специальными заданиями и тестами. Оптимальными психодиагностическими результатами обладает наблюдение за детьми в процессе игры со сверстниками или в одиночестве. Как правило, в этом процессе отражаются особенности взаимоотношений с родителями, степень конфликтности и агрессивности ребенка, умение подчиняться правилам и нормам. Проективные, рисуночные тесты отлично подходят для маленьких детей. На листе бумаге отображаются все переживания и проблемы, эмоциональное состояние и степень уверенности в себе.

Может быть интересно:  Инерция мышления – психологическая проблема, которая мешает фантазии взлететь

Важным условием получения достоверных результатов является установление психологического контакта между дошкольником и психологом. Только в этом случае диагностика развития будет оправданной. Если ребенка заставлять или запугивать, результаты обследования могут быть сильно искажены. При необходимости будет рекомендовано посещение коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом или другим специалистом.

Самооценка дошкольника и психологические рекомендации

Социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника и взрослого, прежде всего родителя, оказывают непосредственное влияние на формирование самооценки ребенка. В раннем возрасте она базируется преимущественно на отношении к нему родителей, с которыми малыш идентифицирует себя и которым подражает. Если взрослые не поддерживают активность и непосредственность ребенка, у него может сформироваться неадекватная самооценка, как правило, заниженная.

Застенчивые дети дошкольного возраста доставляют родителям немало беспокойства. Ведь такого ребенка сложно отдать в детский сад или на развивающие занятия, оставить под присмотром другого взрослого. Он замкнутый, не играет со сверстниками на площадке, стесняется проявлять себя, часто плачет и переживает. Дошкольники с высокой самооценкой лучше ориентируются в детских играх и отношениях, уверенно чувствуют себя в коллективе, активные и инициативные. Но если самооценка завышена, это может привести к заносчивости и высокомерию.

Советы психолога родителям по формированию адекватной самооценки дошкольника включают следующие рекомендации:

  • привлекать ребенка к повседневным делам, поручить ему простые обязанности, выполняя которые, он будет чувствовать свою значимость и полезность;
  • для застенчивых детей важно создавать ситуацию успеха, хвалить и поддерживать все начинания;
  • все воспитательные воздействия (как похвала, так и наказание) должны быть адекватными возрасту и поступкам дошкольника;
  • поощрять активность и инициативу;
  • сравнивать ребенка только с ним самим (каким он был вчера и каким стал на данный момент);
  • формировать адекватное отношение к неудачам, вместе разбирать ошибки и делать выводы;
  • принимать малыша таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.

Родителям не стоит забывать, что наряду с возрастными психологическими особенностями происходит индивидуальное личностное развитие дошкольника с присущими ему уникальными качествами. Наследственность, особенности темперамента, стиль воспитания, семейная атмосфера — факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование и развитие личности дошкольника. Уважение, принятие и поддержка со стороны семьи помогут маленькому человеку вырасти уверенным в себе, активным и целеустремленным.

Тема 7. Психология подросткового возраста1. Физическое и психическое развитие подростка.2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте.1. Физическое и психическое развитие подросткаХронологические рамки (возрастные границы). 10 (11) – 13 (14) лет.Для физического развития характернаактивизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, которые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходит увеличение роста и веса, что сопровождается изменением пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что вызывает перепады сосудистого и мышечного тонуса, а это, в свою очередь, быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.Социальная ситуация характеризуется тем, чтопоявляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку.Ведущая деятельность ‑ особая деятельность, предметом которой является другой человек (Д.Б. Эльконин). Содержание деятельности – построение взаимоотношений и действований в них.Общение со сверстниками – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми.Психическое развитие. Восприятие. Происходит интеллектуализация восприятия, которая зависит от усложняющегося обучения.Формируется произвольное внимание. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом, приобретает характер увлекательной деятельности.Происходит интеллектуализация памяти. Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. Подростком активно осваиваются мнемические приемы.Продолжает развиваться теоретическое рефлексивноемышление. Операции становятся формально-логическими. Подросток способен рассуждать гипотетико-дедуктивно, умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Происходит осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими. Формируется установка на развитие мышления. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.Происходит сближение воображения с теоретическим мышлением, что дает импульс к развитию творчества. Также на активное развитие воображения влияют потребности, эмоции, чувства, переполняющие подростка, все это выплескивается в воображаемые ситуации. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.Более контролируемой и управляемой становится речь. Расширяется богатство словаря. Легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи. Обнаруживает нарушение правил письменной и устной речи. Интересуется значением незнакомых слов. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростка важен авторитет культурного носителя языка. Понимание подростком значения и смыслов языка, индивидуализирует самосознание подростка.В подростковых субкультурах особый смысл имеет сленг. В подростковом возрасте развиваются различные формы речи, в том числе и письменная.2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрастеЛичностное развитие, развитие самосознания. Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания.Последовательно проявляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь. Это происходит благодаря новым отношениям с окружающими, и с миром ценностей. Самосознание выполняет социально-регуляторную функцию. Желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей.Взрослый выступает труднодосягаемым образцом, а сверстник – меркой, позволяющей подростку оценить себя. Самооценка оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. Для подросткового возраста характерно явление «воображаемой аудитории» ‑ представляют, что другие люди постоянно наблюдают за ними, оценивают их.Открывает для себя свой внутренний мир. Появляются склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски.Центральную роль в формировании самосознания и становлении личности играет так называемый образ тела. У девочек образ тела гораздо аффективно окрашен и распространяется на весь образ «Я», чем у мальчиков.Отрочество характеризуется знаменитыми изменениями в представлении о самом себе. Психологи связывают это со становлением «Я» – идентичности.Мотивация в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы. Учение для многих приобретает личностный смысл.В эмоциональной сфере происходят существенные изменения. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Для подростка характерны социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности.Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность, смелость и др. Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей, желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.В подростковой группе как психологическом пространстве возникают основные новообразования подростков.Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.Новообразования: абстрактное мышление (связано с переходом интеллекта на стадию формальных операций по Пиаже); рефлексия (способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей); воображение (опосредовано абстрактным мышлением и «уходит в сферу фантазий»); самооценка и Я-концепция (способствует большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту).Центральное новообразование ‑ чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.Кризис в подростковом возрасте напоминает кризис 3 лет («Я сам»). Становление человека как субъекта собственного развития. Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Негативизм – отталкивается от среды, враждебен, склонен к спорам. Одновременно испытывает внутренне беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, самоизоляции.Задание для самостоятельной работы1. Дополните список современных исследований по проблемам подросткового возраста. Определите основную тематику исследований в данном возрасте. Напишите аннотацию к прочитанной вами статье.

  • Алешина Ю. Е., Коноволова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №3. – С.64.Макунина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. -2002.
  • Фельдштейн Д. И. Психические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.31.
  • Шахова И. П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №6. – С.23.
  • Шильштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 2000. ‑ №2. – С.69.
  • Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №6. – С.54.
Может быть интересно:  Психологические кризисы семьи

Список рекомендуемой литературы

При выборе профессии очень важно учитывать особенности характера и темперамента человека. О том как правильно это сделать, читайте в статье.

Что означает термин темперамент

Каждый человек рождается с уже заложенным в нем природой высшим типом нервной деятельности, который определяет его темперамент. Это своеобразный фундамент, на основе которого формируется личность человека.

Темперамент — совокупность индивидуальных свойств человека, отвечающих за его эмоциональные реакции, тип умственной деятельности и характерные поведенческие реакции.

Именно он отвечает за реакции индивида на разные раздражители, за протекание процесса социализации. Понятие темперамента впервые появилось в Древнем Риме. Людей пытались классифицировать по характеру их психических реакций. Поначалу в классификации типов темперамента их насчитывалось до десятка, но в результате ученые договорились остановиться на четырех основных.

По мнению психологов в каждом человеке содержится сочетание черт, присущих всем типам темперамента, но какие-то из них преобладают. Обычно это два типа, один из которых проявляется чуть ярче. Черты остальных выражены намного слабее. Для более точного определения своего типа темперамента можно пройти тестирование у психолога или пройти тест в интернете.

Особенности психологического возраста подростков и темпераменты

Типы темперамента, описание

Каждый вид темперамента проявляется в соотношении между определенными качествами нервной системы человека

  • сильный или слабый психотип;
  • уравновешенный или нет;
  • быстрый или замедленный темп реакций;
  • пластичный или ригидный.

Сильными (активными) считаются все, кроме меланхолика. Флегматик при этом медленно разгоняется, включается в процесс, но зато потом может долго и продуктивно работать. К людям с высоким темпом реакций относятся сангвиник, холерик, а также меланхолик после полноценного отдыха (когда он утомлен, его реакции замедляются).

К уравновешенным психотипам принадлежат сангвиник и флегматик, они способны сохранять стабильное эмоциональное состояние независимо от внешних факторов. Сангвиники, кроме того, обладают самой высокой пластичностью — быстрой адаптацией к меняющимся условиям. У холериков она немного ниже, а остальным двум вообще мало свойственна, им сложнее перестраиваться.

Сангвиник

Особенности психологического возраста подростков и темпераменты

Сангвиника отличает повышенная психическая активность, открытость, жизнерадостность, доступность. Из-за энергичности, общительности и внешней стремительности его можно поначалу принять за холерика. Но эта суета обманчива. В отличие от холерика, внутри сангвиник всегда остается уравновешенным.

Его сложно вывести из себя, он умеет хорошо сдерживать проявление эмоций, настроен позитивно и доброжелательно по отношению к окружающим. Сангвиники легко устанавливают новые контакты и сходятся с людьми. Они умеют производить приятное впечатление и располагать человека к себе. Их речь выразительна, они умеют слушать и слышать собеседника.

Им свойственно легкое переключение с одной задачи на другую и в целом быстрая адаптация к новым условиям. В этом еще одно его преимущество. Сангвиники обладают организаторскими способностями высокой производительностью и умеют сосредоточиться на выполнении поставленной задачи, но при потере интереса могут выполнять работу поверхностно.

Чувства у сангвиников сменяются быстро — они не зацикливаются на них, легко переживая неудачи и не придавая им значения. Им вообще свойственна некоторая беззаботность и легкомыслие, непостоянство. Они стремятся к частой смене впечатлений

Может быть интересно:  Практика майндфулнесс медитация

Холерик

Особенности психологического возраста подростков и темпераменты

Холерику свойственны резкие порывистые действия, стремительные движения. Он быстро думает и так же быстро, сбивчиво и эмоционально говорит. Обладает яркой жестикуляцией и мимикой. Отличается завидной энергичностью, активностью, любит проявлять инициативу. Он не боится трудностей и любит рисковать.

У холериков обширный круг знакомых, в компаниях он предпочитает переключать внимание на себя — может перебить собеседника, чтобы высказать свое мнение. Он импульсивен в общении, проявляет прямолинейность, открытость, не скрывает эмоции. Холерикам нравится роль лидера, они постоянно стремятся к чему-то новому. Способны быстро принимать решения, но впоследствии могут их пересматривать.

Они устают от однообразия, а их работоспособность сильно зависит от настроения. Холерики подвержены частым перепадам настроения, в некоторых ситуациях могут проявлять вспыльчивость и раздражительность. Им недостает эмоциональной уравновешенности, которая могла бы выручить в трудных жизненных ситуациях.

Меланхолик

Особенности психологического возраста подростков и темпераменты

Меланхолики обладают неустойчивым типом нервной системы. Им свойственно постоянно переживать различные события на протяжении длительного периода. Они остро и болезненно реагируют на внешние факторы, очень впечатлительны. Меланхолики обладают повышенной эмоциональной чувствительностью, ранимостью, высоким уровнем тревожности.

Им сложно удерживать свои переживания волевыми усилиями. Зацикливаясь на них, меланхолики могут абстрагироваться от внешнего мира, стать невнимательными, забывчивыми, задумчивыми и рассеянными. Внешне их переживания могут оставаться незамеченными, так как меланхоликам свойственна замкнутость и желание остаться наедине с собой.

Они вообще легко переносят одиночество и быстро устают от общения с незнакомыми людьми. Но с близкими людьми у них складываются глубокие и достаточно прочные отношения. В общении меланхолики проявляют особую тактичность и внимательность по отношению к собеседнику. Они очень наблюдательны — им свойственно обращать внимание на мелкие нюансы и детали. В работе проявляют исполнительность и тщательность.

Меланхолики болезненно относятся к критике и тяжело переживают неудачи. Для них очень важно одобрение со стороны и поддержка близких людей, иначе они могут потерять веру в себя. Меланхолики обладают богатым внутренним миром и воображением. Они очень ярко и красочно переживают внутри себя все происходящие вокруг события.

Это вовсе не значит, что быть меланхоликом плохо. Благодаря своему особому складу темперамента, среди них много ученых, художников, поэтов, писателей. Эти талантливые люди нашли свое призвание в соответствии с индивидуальными свойствами характера. Вот почему так важно вовремя понять свой тип и направить деятельность в правильное русло.

Флегматик

Особенности психологического возраста подростков и темпераменты

Самым устойчивым типом нервной системы обладают флегматики. С одной стороны — это низкий уровень психической активности, медлительность, а с другой — завидная уравновешенность, невозмутимость, устойчивость к стрессу. Флегматику присущи медленный темп движений и речи, долгое вхождение в процесс и медленный выход из него.

Он отличается рассудительностью, спокойствием, пониженной эмоциональностью, немногословностью. Флегматик редко выходит из себя, в общении сдержан и ровен, не нуждается в большом количестве контактов. Его чувства и настроения отличаются постоянством. Он вообще не любит перемен в любой жизненной сфере, с трудом к ним привыкает. Зато сформированные привычки и навыки являются устойчивыми.

Привычную деятельность он выполняет качественно и в среднем темпе. Перед принятием решения флегматику требуется все тщательно взвесить и обдумать, поэтому процесс может затянуться. Но зато потом он методично и упорно следует к поставленной цели. Его настойчивости можно позавидовать. Поэтому при медленной раскачке флегматик всегда доводит начатое дело до конца.

Для него важно работать в привычной и спокойной обстановке, он устает от суеты и любит порядок во всем. Одно и то же качество темперамента у разных флегматиков проявляется по-разному. Один может быть вдумчивым, старательным, размеренным, рассудительным. А другой — ленивым, вялым, безвольным, безучастным к окружающему, пассивным.

Как связаны профессии с темпераментом человека

Каждая профессия требует от человека определенных психофизических данных — склада ума, особенностей поведения и характера, скорости реагирования, склонностей, привычек. Где-то требуется умение быстро переключаться с одной задачи на другую или вообще работать в режиме многозадачности. В другом месте необходимо тщательное и кропотливое исполнение одних и тех же действий.

Один вид деятельности требует моментального принятия решений (например, работа авиационным диспетчером или водителем), а другой — тщательного обдумывания, анализа исходных данных и выбора оптимального варианта из всех возможных. Наиболее продуктивное выполнение рабочих обязанностей напрямую зависит от темперамента человека.

Многие незаслуженно недооценивают этот фактор, а зря — именно он награждает нас определенными характеристиками и склонностями, определяет предрасположенность к конкретным видам деятельности. Скорректировать его сложно, а порой и невозможно. Логичнее будет использовать в работе сильные стороны своего темперамента.

При неправильном выборе профессии, когда она противоречит врожденным особенностям человека, страдать будет и он сам, и качество выполняемой работы. Человек, который привык к постоянной смене впечатлений, к активности, не сможет скрупулезно выполнять однообразную, рутинную работу. А тот, кто привык погружаться в работу с головой, не сможет качественно выполнять обязанности, требующие постоянной смены деятельности.

Поэтому при выборе специальности очень важно понять, какому темпераменту наиболее соответствует психотип личности человека. И исходя из этого делать осознанный выбор. Лучше всего, если это произойдет еще до поступления в учебное заведение, чтобы годы, затраченные на обучение, не пропали даром.

Оцените статью
Добавить комментарий