Особенности развития психики человека

Особенности развития психики человека Психология

Психология
как наука изучает психику человека
(специальная отрасль психологии –
зоопсихология изучает психику животных).

Психика –
это отражение предметов и явлений
объективной действительности,
представляющее собой функцию мозга.

Психологическая
наука исследует закономерности
возникновения, развития и формирования
психических явлений

Известны
три основные формы психических явлений:


психические процессы (ощущения,
восприятие, память, мышление и др.);


психические состояния (активность,
бодрость, пассивность, усталость и др.);


психические свойства личности (характер,
темперамент, способности и др.).

Психика –
общее понятие, обозначающее совокупность
всех психических явлений, изучаемых в
психологии. Различают два основных
философских подхода к пониманию природы
и проявления
психики: материалистическое и идеалистическое.

Согласно
первому пониманию психические явления
представляют собой свойство
высокоорганизованной живой материи
самоуправления развитием и самопознания
(рефлексия).

В
соответствии с идеалистическим пониманием
психики в мире существует не одно, а два
начала: материальное и идеальное. Они
независимы, вечны, не сводимы друг к
другу и не выводимы друг из друга.
Взаимодействуя в развитии, они тем не
менее развиваются по своим законам. На
всех ступенях своего развития идеальное
отождествляется с психическим.

Согласно
материалистическому пониманию психические
явления возникли в результате длительной
биологической эволюции живой материи
и в настоящее время представляют собой
высший итог развития, достигнутый ею.
Есть данные, свидетельствующие о том,
что уже простейшим живым существам –
одноклеточным – свойственны близкие
к психике явления, а именно: способность
к реагированию на изменения внутренних
состояний и внешнюю активность на
биологически значимые раздражители, а
также память и способность к элементарному
научению через пластичные, приспособительные
изменения поведения.

В
представлениях материалистов психические
явления возникли намного позднее того,
как на Земле появилась жизнь. Поначалу
живое вещество обладало лишь биологическими
свойствами раздражимости и самосохранения,
проявляющимися через механизмы обмена
веществ с окружающей средой, собственного
роста и размножения. Позднее, уже на
уровне более сложно организованных
живых существ, к ним добавились
чувствительность и готовность к научению.

Первые
признаки жизни на Земле появились 2-3
миллиарда лет назад, сначала в виде
постепенно усложняющихся химических,
органических соединений, а затем и
простейших живых клеток. Они положили
начало биологической эволюции, связанной
со свойственной живому способностью к
развитию, размножению, воспроизводству
и передаче приобретенных, генетически
закрепленных свойств по наследству.

Позднее,
в процессе эволюционного самосовершенствования
живых существ в их организмах выделился
специальный орган, взявший на себя
функцию управления развитием, поведением
и воспроизводством. Это – нервная
система. По
мере ее усложнения и совершенствования
шло развитие форм поведения (деятельности)
и наслоение (иерархизация) уровней
психической регуляции жизнедеятельности:
ощущения, восприятие, память, представления,
мышление, сознание, рефлексия.

Улучшение
структуры и функций нервной системы
послужило основным источником развития
психики.

Важным
стимулом к развитию явилось усложнение
самих условий жизни, которое требовало
изменения строения организма, появления
способности отражать мир, лучше
ориентироваться в нем. Можно сказать,
что первопричиной
совершенствования психики явилась сама
действительность: она
потребовала, чтобы у живых существ
появилась сложная нервная система и
высшие уровни психического отражения.
Такова общая точка зрения на происхождение
и развитие психики, разделяемая
материалистами.

Ученые,
склонные к идеалистической философии,
представляют дело иначе. Согласно их
мнению, психика не является свойством
живой материи и не есть продукт ее
развития. Она, как и материя, существует
вечно. Так же как в преобразовании со
временем материального можно выделить
низшие и высшие формы (потому такое
преобразование называется развитием),
в эволюции идеального (психического)
можно отметить свои элементарные и
простейшие формы, определить собственные
законы и движущие силы развития.

Живая
клетка как первая форма жизни возникла
вследствие «мутации».  Дальнейшее
развитие психического происходило уже
в связи с появлением у животных нервной
системы. В недрах ее постепенно
накапливалась психическая энергия,
порождающая внутреннее напряжение,
которое на уровне человека привело к
возникновению нового эволюционного
скачка – мысли и сознания.

Нервная
система состоит из клеток. Нервные
клетки помимо тела имеют отростки. Более
короткие и обычно ветвящиеся отростки
нервной клетки называются дендритами. Один
более длинный, который по своему пути
также может давать ответвления,
называется нейритом. Длина
нейрита может достигать нескольких
десятков сантиметров, в то время как
тело клетки имеет обычно величину
0,005-0,05мм. Нервная клетка с ее отростками
представляет собой морфологическую
единицу нервной системы, называемую нейроном.

Различают
периферическую и центральную нервные
системы.

Периферическая
нервная система –
это нервные клетки и нервные окончания,
расположенные в органах чувств, мышцах,
железах и во внутренних органах. Центральная
нервная система состоит
из спинного, промежуточного и головного
мозга, в котором различают серое вещество
(скопление тел нервных клеток) и белое
вещество (нервные волокна, соединяющие
одни клетки и их группы с другими).

Может быть интересно:  Механизмы психологической защиты личности

Живой
организм беспрерывно взаимодействует
с окружающей средой. Эволюция организма,
начиная от простейшего живого существа
типа вируса и кончая человеком – это и
есть развитие форм такого взаимодействия.
По мысли И. М. Сеченова, “организм без
внешней среды, поддерживающей его
существование, невозможен; поэтому в
научное определение организма должна
входить и среда, влияющая на него”

Без
понимания изменений среды и ее влияния
на организм нельзя понять развитие
психики человека ни в ее филогенезе (развитии
в течение жизни многих поколений), то
есть развитие человека из животного
мира, ни в ее онтогенезе (развитии
индивидуума одного поколения), то есть
развитие личности человека.

Дальнейшее
развитие психики на уровне человека
согласно материалистической точке
зрения идет в основном за счет памяти,
речи, мышления и сознания благодаря
усложнению деятельности и совершенствованию
орудий труда, выступающих как средства
исследования окружающего мира, изобретению
и широкому использованию знаковых
систем. У человека наряду с низшими
уровнями организации психических
процессов, которые ему даны от природы,
возникают и высшие.

Ускоренному
психическому развитию людей способствовали
три основные достижения
человечества: изобретение
орудий труда, производство предметов
материальной и духовной культуры и возникновение
языка и речи.

С помощью
орудий труда человек получил возможность
воздействовать на природу и глубже ее
познавать. Первые такие орудия – топор,
нож, молоток – одновременно служили и
той и другой цели. Человек изготавливал
предметы домашнего обихода и изучал
свойства мира, не данные непосредственно
органам чувств.

Совершенствование
орудий и выполняемых с их помощью
трудовых операций вело, в свою очередь,
к преобразованию и улучшению функций
руки, благодаря чему она превратилась
со временем в самое тонкое и точное из
всех орудий трудовой деятельности. На
примере руки учился познавать
действительность глаз человека, она же
способствовала развитию мышления и
создавала основные творения человеческого
духа. С расширением знаний о мире
возрастали возможности человека, он
приобретал способность быть независимым
от природы и по разумению изменять свою
собственную природу (имеются в виду
человеческое поведение и психика).

Создаваемые
людьми многих поколений предметы
материальной и духовной культуры не
пропадали бесследно, а передавались и
воспроизводились из поколения в
поколение, совершенствуясь. Новому
поколению людей не было необходимости
изобретать их заново, достаточно было
обучиться пользоваться ими с помощью
других людей, уже умеющих это делать.

Изменился
механизм передачи способностей, знаний,
умений и навыков по наследству. Теперь
не нужно было менять генетический
аппарат, анатомию и физиологию организма
для того, чтобы подняться на новую
ступень психологического и поведенческого
развития. Достаточно было, имея гибкий
с рождения мозг, подходящий
анатомо-физиологический аппарат,
научиться по-человечески пользоваться
созданными предыдущими поколениями
предметами материальной и духовной
культуры. Человек вышел за пределы своей
биологической ограниченности и открыл
для себя путь к практически безграничному
совершенствованию.

Так
постепенно ускоряясь, из века в век
совершенствовались творческие способности
людей, расширялись и углублялись их
знания о мире, все выше поднимая человека
над всем остальным животным миром. Со
временем человек придумал и усовершенствовал
множество вещей, не имеющих аналогов в
природе. Они стали служить ему для
удовлетворения собственных материальных
и духовных потребностей и одновременно
выступали в качестве источника для
развития человеческих способностей.

Но
самым, пожалуй, значительным изобретением
человечества, оказавшим ни с чем не
сравнимое влияние на развитие людей,
стали знаковые системы. Они дали толчок
для развития математики, инженерии,
науки, искусства, других областей
человеческой деятельности. Появление
буквенной символики привело к возможности
записи, хранения и воспроизведения
информации. Отпала необходимость держать
ее в голове отдельного человека, исчезла
опасность безвозвратной утраты из-за
потери памяти или ухода хранителя
информации из жизни.

Знаковые
системы, особенно речь, с самого начала
их использования людьми стали действенным
средством влияния человека на самого
себя, управления своим восприятием,
вниманием, памятью, другими познавательными
процессами. Наряду с первой, данной
человеку от природы, сигнальной системой
(И. П. Павлов), которая представляла собой
органы чувств, человек получил вторую
сигнальную систему, выраженную в слове.
Обладая известными людям значениями,
слова стали оказывать на их психологию
и поведение такое же воздействие, как
и замещаемые ими предметы, а иногда даже
большее, если они обозначали явления и
предметы, которые трудно представить
(абстрактные понятия). Вторая сигнальная
система стала мощным средством
самоуправления и саморегуляции человека.
Практически все психические процессы
человека вследствие использования речи
для управления ими вышли за пределы
своей природной ограниченности, получили
возможность дальнейшего, потенциально
безграничного совершенствования.

Может быть интересно:  Что делает людей счастливыми и что такое гормоны счастья?

Психика,
как уже отмечалось, представляет
собой отражение объективной
действительности. Но это особое отражение.
Оно коренным образом отличается как от
физического (зеркального, акустического,
радиолокационного и др.), так и от
биологического (например раздражимости).

В
результате отражения у человека создается
субъективный образ объективной
действительности, то есть внутренний
мир. Возникает
и развивается психика в процессе
практической деятельности человека
под влиянием объективно складывающихся
отношений с окружающим миром. Таким
образом, психика как отражение объективной
действительности отличается от всех
других форм отражения тем, что она
возникает, осуществляется и совершенствуется
в процессе практической деятельности
человека и оказывает на нее обратное
организующее влияние. Это выражается
в том, что человек на основе личного
опыта учитывает различные обстоятельства,
планирует и проектирует свои отношения
с окружающей средой.

Следующее,
чем характеризуется психика, в отличие
от всех других форм отражения, заключается
в том, что она неотделима от человека и
оказывает влияние на всю его
жизнедеятельность. Ведь человеку далеко
не безразлично, что и как отражать.
Отражая ту или иную часть действительности,
человек испытывает на себе ее воздействие,
так или иначе к ней относится и в
зависимости от силы и содержания этого
воздействия в организме происходят
различные физиологические изменения.
Человек может покраснеть или побледнеть,
дышать свободно или с трудом и даже в
необычно короткое время поседеть и т.
п.

Психика,
в отличие от всех других форм отражения,
характеризуется еще и тем, что она
является познанием не только внешней
стороны предметов и явлений объективной
действительности. Психика человека –
это отражение причинно-следственных
связей и отношений, то есть закономерностей
существования различных сторон и
особенностей окружающего мира.

Благодаря
этому человек познает не только то, что
объективно существует. Он может отражать
и то, что было и чего в настоящее время
уже нет. Более того, человек отражает и
то, что будет, что наступит. Благодаря
этому он ставит перед собой определенные
цели и в соответствии с ними планирует
свои действия на будущее, предвидит и
как бы забегает вперед текущего времени.

Психика
во всех ее формах как отражение человеком
объективной действительности по своей
сущности – социальное явление, и, в
отличие от психики животных, представляет
собой осознанное
познание. Правда,
у человека есть немало моментов
познавательной деятельности, которые
им не всегда и не при всех условиях
полностью осознаются. Это, например,
смутные желания, имеющиеся, но не
используемые в данный момент навыки и
т. п. Однако решающим в жизнедеятельности
человека является сознание.

Психика
как отражение возникает и развивается
в процессе практической деятельности
человека. Вне деятельности, вне жизненно
складывающихся общественных отношений
нет человека и его психики.

Особенности развития психики человека

Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.

Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».

Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.

По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.

Младенчество

Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.

Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.

Может быть интересно:  Птср что это такое в психологии

Раннее детство

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Особенности этапа раннего детства:

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

Дошкольный возраст

Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.

Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.

Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.

Младший школьный возраст

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

Что это значит?

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Дата публикации: 26.06.2017. Последнее изменение: 19.07.2022.

Оцените статью
Добавить комментарий