Психология
как наука изучает психику человека
(специальная отрасль психологии –
зоопсихология изучает психику животных).
Психика –
это отражение предметов и явлений
объективной действительности,
представляющее собой функцию мозга.
Психологическая
наука исследует закономерности
возникновения, развития и формирования
психических явлений
Известны
три основные формы психических явлений:
–
психические процессы (ощущения,
восприятие, память, мышление и др.);
–
психические состояния (активность,
бодрость, пассивность, усталость и др.);
–
психические свойства личности (характер,
темперамент, способности и др.).
Психика –
общее понятие, обозначающее совокупность
всех психических явлений, изучаемых в
психологии. Различают два основных
философских подхода к пониманию природы
и проявления
психики: материалистическое и идеалистическое.
Согласно
первому пониманию психические явления
представляют собой свойство
высокоорганизованной живой материи
самоуправления развитием и самопознания
(рефлексия).
В
соответствии с идеалистическим пониманием
психики в мире существует не одно, а два
начала: материальное и идеальное. Они
независимы, вечны, не сводимы друг к
другу и не выводимы друг из друга.
Взаимодействуя в развитии, они тем не
менее развиваются по своим законам. На
всех ступенях своего развития идеальное
отождествляется с психическим.
Согласно
материалистическому пониманию психические
явления возникли в результате длительной
биологической эволюции живой материи
и в настоящее время представляют собой
высший итог развития, достигнутый ею.
Есть данные, свидетельствующие о том,
что уже простейшим живым существам –
одноклеточным – свойственны близкие
к психике явления, а именно: способность
к реагированию на изменения внутренних
состояний и внешнюю активность на
биологически значимые раздражители, а
также память и способность к элементарному
научению через пластичные, приспособительные
изменения поведения.
В
представлениях материалистов психические
явления возникли намного позднее того,
как на Земле появилась жизнь. Поначалу
живое вещество обладало лишь биологическими
свойствами раздражимости и самосохранения,
проявляющимися через механизмы обмена
веществ с окружающей средой, собственного
роста и размножения. Позднее, уже на
уровне более сложно организованных
живых существ, к ним добавились
чувствительность и готовность к научению.
Первые
признаки жизни на Земле появились 2-3
миллиарда лет назад, сначала в виде
постепенно усложняющихся химических,
органических соединений, а затем и
простейших живых клеток. Они положили
начало биологической эволюции, связанной
со свойственной живому способностью к
развитию, размножению, воспроизводству
и передаче приобретенных, генетически
закрепленных свойств по наследству.
Позднее,
в процессе эволюционного самосовершенствования
живых существ в их организмах выделился
специальный орган, взявший на себя
функцию управления развитием, поведением
и воспроизводством. Это – нервная
система. По
мере ее усложнения и совершенствования
шло развитие форм поведения (деятельности)
и наслоение (иерархизация) уровней
психической регуляции жизнедеятельности:
ощущения, восприятие, память, представления,
мышление, сознание, рефлексия.
Улучшение
структуры и функций нервной системы
послужило основным источником развития
психики.
Важным
стимулом к развитию явилось усложнение
самих условий жизни, которое требовало
изменения строения организма, появления
способности отражать мир, лучше
ориентироваться в нем. Можно сказать,
что первопричиной
совершенствования психики явилась сама
действительность: она
потребовала, чтобы у живых существ
появилась сложная нервная система и
высшие уровни психического отражения.
Такова общая точка зрения на происхождение
и развитие психики, разделяемая
материалистами.
Ученые,
склонные к идеалистической философии,
представляют дело иначе. Согласно их
мнению, психика не является свойством
живой материи и не есть продукт ее
развития. Она, как и материя, существует
вечно. Так же как в преобразовании со
временем материального можно выделить
низшие и высшие формы (потому такое
преобразование называется развитием),
в эволюции идеального (психического)
можно отметить свои элементарные и
простейшие формы, определить собственные
законы и движущие силы развития.
Живая
клетка как первая форма жизни возникла
вследствие «мутации». Дальнейшее
развитие психического происходило уже
в связи с появлением у животных нервной
системы. В недрах ее постепенно
накапливалась психическая энергия,
порождающая внутреннее напряжение,
которое на уровне человека привело к
возникновению нового эволюционного
скачка – мысли и сознания.
Нервная
система состоит из клеток. Нервные
клетки помимо тела имеют отростки. Более
короткие и обычно ветвящиеся отростки
нервной клетки называются дендритами. Один
более длинный, который по своему пути
также может давать ответвления,
называется нейритом. Длина
нейрита может достигать нескольких
десятков сантиметров, в то время как
тело клетки имеет обычно величину
0,005-0,05мм. Нервная клетка с ее отростками
представляет собой морфологическую
единицу нервной системы, называемую нейроном.
Различают
периферическую и центральную нервные
системы.
Периферическая
нервная система –
это нервные клетки и нервные окончания,
расположенные в органах чувств, мышцах,
железах и во внутренних органах. Центральная
нервная система состоит
из спинного, промежуточного и головного
мозга, в котором различают серое вещество
(скопление тел нервных клеток) и белое
вещество (нервные волокна, соединяющие
одни клетки и их группы с другими).
Живой
организм беспрерывно взаимодействует
с окружающей средой. Эволюция организма,
начиная от простейшего живого существа
типа вируса и кончая человеком – это и
есть развитие форм такого взаимодействия.
По мысли И. М. Сеченова, “организм без
внешней среды, поддерживающей его
существование, невозможен; поэтому в
научное определение организма должна
входить и среда, влияющая на него”
Без
понимания изменений среды и ее влияния
на организм нельзя понять развитие
психики человека ни в ее филогенезе (развитии
в течение жизни многих поколений), то
есть развитие человека из животного
мира, ни в ее онтогенезе (развитии
индивидуума одного поколения), то есть
развитие личности человека.
Дальнейшее
развитие психики на уровне человека
согласно материалистической точке
зрения идет в основном за счет памяти,
речи, мышления и сознания благодаря
усложнению деятельности и совершенствованию
орудий труда, выступающих как средства
исследования окружающего мира, изобретению
и широкому использованию знаковых
систем. У человека наряду с низшими
уровнями организации психических
процессов, которые ему даны от природы,
возникают и высшие.
Ускоренному
психическому развитию людей способствовали
три основные достижения
человечества: изобретение
орудий труда, производство предметов
материальной и духовной культуры и возникновение
языка и речи.
С помощью
орудий труда человек получил возможность
воздействовать на природу и глубже ее
познавать. Первые такие орудия – топор,
нож, молоток – одновременно служили и
той и другой цели. Человек изготавливал
предметы домашнего обихода и изучал
свойства мира, не данные непосредственно
органам чувств.
Совершенствование
орудий и выполняемых с их помощью
трудовых операций вело, в свою очередь,
к преобразованию и улучшению функций
руки, благодаря чему она превратилась
со временем в самое тонкое и точное из
всех орудий трудовой деятельности. На
примере руки учился познавать
действительность глаз человека, она же
способствовала развитию мышления и
создавала основные творения человеческого
духа. С расширением знаний о мире
возрастали возможности человека, он
приобретал способность быть независимым
от природы и по разумению изменять свою
собственную природу (имеются в виду
человеческое поведение и психика).
Создаваемые
людьми многих поколений предметы
материальной и духовной культуры не
пропадали бесследно, а передавались и
воспроизводились из поколения в
поколение, совершенствуясь. Новому
поколению людей не было необходимости
изобретать их заново, достаточно было
обучиться пользоваться ими с помощью
других людей, уже умеющих это делать.
Изменился
механизм передачи способностей, знаний,
умений и навыков по наследству. Теперь
не нужно было менять генетический
аппарат, анатомию и физиологию организма
для того, чтобы подняться на новую
ступень психологического и поведенческого
развития. Достаточно было, имея гибкий
с рождения мозг, подходящий
анатомо-физиологический аппарат,
научиться по-человечески пользоваться
созданными предыдущими поколениями
предметами материальной и духовной
культуры. Человек вышел за пределы своей
биологической ограниченности и открыл
для себя путь к практически безграничному
совершенствованию.
Так
постепенно ускоряясь, из века в век
совершенствовались творческие способности
людей, расширялись и углублялись их
знания о мире, все выше поднимая человека
над всем остальным животным миром. Со
временем человек придумал и усовершенствовал
множество вещей, не имеющих аналогов в
природе. Они стали служить ему для
удовлетворения собственных материальных
и духовных потребностей и одновременно
выступали в качестве источника для
развития человеческих способностей.
Но
самым, пожалуй, значительным изобретением
человечества, оказавшим ни с чем не
сравнимое влияние на развитие людей,
стали знаковые системы. Они дали толчок
для развития математики, инженерии,
науки, искусства, других областей
человеческой деятельности. Появление
буквенной символики привело к возможности
записи, хранения и воспроизведения
информации. Отпала необходимость держать
ее в голове отдельного человека, исчезла
опасность безвозвратной утраты из-за
потери памяти или ухода хранителя
информации из жизни.
Знаковые
системы, особенно речь, с самого начала
их использования людьми стали действенным
средством влияния человека на самого
себя, управления своим восприятием,
вниманием, памятью, другими познавательными
процессами. Наряду с первой, данной
человеку от природы, сигнальной системой
(И. П. Павлов), которая представляла собой
органы чувств, человек получил вторую
сигнальную систему, выраженную в слове.
Обладая известными людям значениями,
слова стали оказывать на их психологию
и поведение такое же воздействие, как
и замещаемые ими предметы, а иногда даже
большее, если они обозначали явления и
предметы, которые трудно представить
(абстрактные понятия). Вторая сигнальная
система стала мощным средством
самоуправления и саморегуляции человека.
Практически все психические процессы
человека вследствие использования речи
для управления ими вышли за пределы
своей природной ограниченности, получили
возможность дальнейшего, потенциально
безграничного совершенствования.
Психика,
как уже отмечалось, представляет
собой отражение объективной
действительности. Но это особое отражение.
Оно коренным образом отличается как от
физического (зеркального, акустического,
радиолокационного и др.), так и от
биологического (например раздражимости).
В
результате отражения у человека создается
субъективный образ объективной
действительности, то есть внутренний
мир. Возникает
и развивается психика в процессе
практической деятельности человека
под влиянием объективно складывающихся
отношений с окружающим миром. Таким
образом, психика как отражение объективной
действительности отличается от всех
других форм отражения тем, что она
возникает, осуществляется и совершенствуется
в процессе практической деятельности
человека и оказывает на нее обратное
организующее влияние. Это выражается
в том, что человек на основе личного
опыта учитывает различные обстоятельства,
планирует и проектирует свои отношения
с окружающей средой.
Следующее,
чем характеризуется психика, в отличие
от всех других форм отражения, заключается
в том, что она неотделима от человека и
оказывает влияние на всю его
жизнедеятельность. Ведь человеку далеко
не безразлично, что и как отражать.
Отражая ту или иную часть действительности,
человек испытывает на себе ее воздействие,
так или иначе к ней относится и в
зависимости от силы и содержания этого
воздействия в организме происходят
различные физиологические изменения.
Человек может покраснеть или побледнеть,
дышать свободно или с трудом и даже в
необычно короткое время поседеть и т.
п.
Психика,
в отличие от всех других форм отражения,
характеризуется еще и тем, что она
является познанием не только внешней
стороны предметов и явлений объективной
действительности. Психика человека –
это отражение причинно-следственных
связей и отношений, то есть закономерностей
существования различных сторон и
особенностей окружающего мира.
Благодаря
этому человек познает не только то, что
объективно существует. Он может отражать
и то, что было и чего в настоящее время
уже нет. Более того, человек отражает и
то, что будет, что наступит. Благодаря
этому он ставит перед собой определенные
цели и в соответствии с ними планирует
свои действия на будущее, предвидит и
как бы забегает вперед текущего времени.
Психика
во всех ее формах как отражение человеком
объективной действительности по своей
сущности – социальное явление, и, в
отличие от психики животных, представляет
собой осознанное
познание. Правда,
у человека есть немало моментов
познавательной деятельности, которые
им не всегда и не при всех условиях
полностью осознаются. Это, например,
смутные желания, имеющиеся, но не
используемые в данный момент навыки и
т. п. Однако решающим в жизнедеятельности
человека является сознание.
Психика
как отражение возникает и развивается
в процессе практической деятельности
человека. Вне деятельности, вне жизненно
складывающихся общественных отношений
нет человека и его психики.
Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.
Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».
Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.
По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.
Младенчество
Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.
Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.
Раннее детство
Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.
Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.
Особенности этапа раннего детства:
Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.
Дошкольный возраст
Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.
Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.
Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.
Младший школьный возраст
Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.
Что это значит?
Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в коллективе, подчиняться школьной дисциплине.
Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.
Подростковый возраст
Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».
Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.
Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.
Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.
Юношеский возраст
Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.
Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.
Дата публикации: 26.06.2017. Последнее изменение: 19.07.2022.