Психологические особенности детей раннего дошкольного возраста

С
первых дней жизни у младенца имеется
система безусловных рефлексов: пищевых,
защитных и ориентировочных. Однако их
недостаточно, чтобы обеспечить активное
взаимодействие ребенка с окружающей
средой. Без ухода взрослых новорожденный
не в состоянии удовлетворить ни одну
свою потребность. Основой его развития
является непосредственный контакт с
другими людьми, в процессе которого
начинают вырабатываться первые условные
рефлексы. Одним из первых образуется
условный рефлекс на положение при
кормлении.

Активное
функционирование зрительного и слухового
анализаторов — важный момент в психическом
развитии ребенка. На их основе происходит
развитие ориентировочного рефлекса
«что такое?». К началу второго месяца
жизни появляется способность сосредоточения
на зрительные и слуховые раздражители
с их фиксацией в течение 1—2 мин .
Наблюдения за новорожденными показали,
что первые проявления эмоций выражаются
криком, сопровождаются сморщиванием,
покраснением, некоординированными
движениями. На втором месяце он замирает
и сосредоточивается на лице человека,
наклонившегося над ним, улыбается,
вскидывает ручки, перебирает ножками,
появляются голосовые реакции. Эта
реакция получила название «комплекс
оживления». Реакция ребенка на взрослого
указывает на возникшую у него потребность
в общении, попытку установить со взрослым
контакт. Появление комплекса оживления
означает переход ребенка к следующему
этапу развития — младенчеству (до конца
первого года).

В
три месяца малыш уже выделяет близкого
ему человека, а в шесть месяцев отличает
своих от чужих. Далее о б щ е н и е ребенка
и взрослого начинает все чаще осуществляться
в процессе совместных действий. Взрослый
показывает ему способы действия с
предметами, помогает в их выполнении.
В связи с этим меняется и характер
эмоционального общения. Под влиянием
общения повышается общий жизненный
тонус малыша, усиливается его активность,
что в значительной степени создает
условия для речевого, двигательного и
сенсорного развития.

После
шести месяцев ребенок уже способен
устанавливать связь между словом,
обозначающим предмет, и самим предметом.
У него формируется ориентировочная
реакция на называемые ему пред¬меты. В
словаре малыша появляются первые слова.
В перестройке и совершенствовании
двигательной сферы особое место занимает
развитие движений рук. Вначале ребенок
тянется к предмету, не умея удержать
его, затем приобретает ряд навыков
хватания, а к пяти месяцам — элементы
захватывания предметов. Во втором по-

лугодии
у него начинают формироваться
целенаправленные дей¬ствия с предметами.
С седьмого по десятый месяц он активно
ма¬нипулирует с одним предметом, а с
одиннадцатого месяца — дву¬мя.
Манипулирование с предметами дает
возможность малышу знакомиться со всеми
их свойствами и помогает устанавливать
устойчивость этих свойств, а также
планировать свои действия.

По
мнению К.Н. Поливановой1 в своем развитии
в период первого года ребенок проходит
несколько этапов:

1) у
ребенка появляются устойчиво
привлекательные предме¬ты и ситуации;

2) новый
способ передвижения на короткое время
попадает в центр внимания ребенка,
становится особым опосредствующим
предметом потребности;

3) запрет
(или отсрочка) удовлетворения желания
приводит к гипобулической реакции (в
поведении) и к появлению стрем¬ления
(как характеристике психической жизни);

4) слово
означивает удерживаемый аффект.

Нормальное
разрешение кризиса первого года жизни
приво¬дит к расчленению предметной и
социальной среды к субъекти-вации
желания, т.е. для нас — к появлению
желания, стремления для самого ребенка;
к разрушению исходной общности со
взрос¬лым, становлению некоей первой
формы «Я» (Я-желающий) как основы для
развития предметной манипуляции, в
результате ко¬торой в дальнейшем
возникнет Я-действующий.

Существенное
значение в развитии ребенка данного
возраста имеет знакомство с разнообразными
предметами и овладение спе¬цифическими
способами их использования. С одними
предметами


См.: Поливанова К.П. Психологический
анализ возрастных кризисов // Вопросы
психологии. 1994. № 1. С. 61—69.

§ 1. Психология ребенка раннего возраста

(например,
игрушкой-зайцем) можно обращаться
свободно, взять за уши, лапку, хвостик,
а за другими закреплены иные и одно¬значные
способы действия. Жесткая закрепленность
действий за предметами-орудиями, способы
действия с ними устанавливают¬ся малышом
под воздействием взрослого и переносятся
на другие предметы.

Ребенок
второго года жизни активно усваивает
действия с такими предметами-орудиями,
как чашка, ложка, совочек и т.д. На первом
этапе овладения орудийным действием
он использует орудия как продолжение
руки, и поэтому это действие было на¬звано
ручным (например, малыш использует
лопатку, чтобы до¬стать шарик, закатившийся
под шкаф). На следующем этапе ребе¬нок
учится соотносить орудия с тем предметом,
на которое на¬правлено действие (лопаткой
набирают песочек, снег, землю, ведром —
воду). Таким образом, он приспосабливается
к свой¬ствам орудия. Овладение
предметами-орудиями приводит к усвое¬нию
малышом общественного способа употребления
вещей и ока-зывает решающее влияние на
развитие начальных форм мышле¬ния.

Развитие
мышления ребенка в раннем возрасте
происходит в процессе его предметной
деятельности и носит наглядно-действен¬ный
характер. Он учится выделять предмет
как объект деятельнос¬ти, перемещать
его в пространстве, действовать
несколькими пред¬метами по отношению
друг к другу. Все это создает условия
для знакомства со скрытыми свойствами
предметной деятельности и позволяет
действовать с предметами не только
непосредственно, но и с помощью других
предметов или действий (например,
сту¬чать, вращать).

Практическая
предметная деятельность детей — важный
этап перехода от практического
опосредования к умственному, она создает
условия для последующего развития
понятийного, рече¬вого мышления. В
процессе выполнения действий с предметами
и обозначения действий словами формируются
мыслительные про¬цессы ребенка.
Наибольшее значение среди них в раннем
возрасте имеет обобщение. Но так как
его опыт невелик и он не умеет еще
выделить существенный признак в группе
предметов, то и обоб¬щения часто бывают
неправильными. Например, словом «шар»
малыш обозначает все предметы, которые
имеют круглую форму. Дети этого возраста
могут делать обобщения по функциональному
признаку: шапа (шапка) — это шляпа,
косынка, кепка и др. Со¬вершенствование
предметной деятельности способствует
интен-

Психологические особенности детей в дошкольном возрасте

Дошкольный
возраст – это период с момента осознания
себя членом человеческого общества
(примерно с 2-3 лет) до момента систематического
обучения (6-7 лет). В данном случае решающую
роль играют не календарные сроки
развития, а социальные факторы формирования
личности. В период дошкольного детства
формируются основные индивидуально-психологические
особенности ребенка, создаются предпосылки
формирования социально-нравственных
качеств личности.

Может быть интересно:  Шизоид психотип описание

С
точки зрения формирования ребенка как
личности весь дошкольный возраст можно
разделить на три части. Первая из них
относится к возрасту три – четыре года
и преимущественно связана с укреплением
эмоциональной регуляции. Вторая
основывает возраст от четырех до пяти
лет и касается нравственной саморегуляции,
а третья относится к возрасту около
шести лет и включает формирование
деловых личностных качеств ребенка.

Ни
один из детских возрастов не требует
такого разнообразия форм межличностного
сотрудничества, как дошкольный, так как
он связан с необходимостью развития
самых различных сторон личности ребенка.
Это сотрудничество со взрослыми, игры,
общения и совместный труд.

Для
этой стадии детства характерны:


максимальная потребность ребенка в
помощи взрослых для удовлетворения
главных жизненных потребностей;


максимально высокая роль семьи в
удовлетворении всех основных видов
потребностей (материальных, духовных,
познавательных);


минимальная возможность самозащиты от
неблагоприятных влияний среды.

В
дошкольном возрасте психическое развитие
осуществляется двумя основными путями.
С одной стороны, продолжается развитие
естественных форм психики, с другой —
появляются и интенсивно формируются
социальные формы психики при
непосредственном взаимодействии ребенка
с предметами, когда познание окружающего
мира опосредуется общением со взрослыми.
Стимулирующее влияние на развитие как
естественных, так и социальных форм
психики оказывают различные сложные
виды деятельности (игра, продуктивные
занятия, бытовой труд), где имеется
возможность одновременного включения
и активного функционирования многих
психических образований. Наблюдается
также развитие переходных форм психики
с разной степенью социализированности
в условиях многообразного и тесного
взаимодействия познания и общения,
продуктивных видов деятельности.

Психическое
развитие детей зависит от многих
обстоятельств, однако, на основе
специальных показателей возможно
составление психологического портрета
дошкольника. Такими показателями
являются особенности развития личности
ребенка, особенности его познавательной
деятельности, эмоциональной сферы,
физические характеристики, а также
особенности деятельности и общения в
дошкольный период.

В
дошкольном возрасте происходит дальнейшее
физического развитие ребенка. Увеличение
роста детей в этот период происходит
неравномерно – вначале он замедляется
до 4-6 см в год, а затем на 6-7-м году жизни
ускоряется до 7-10 см в год (период так
называемого первого физиологического
вытяжения).

Прибавка
в весе также происходит неравномерно.
За 4-й год ребенок прибавляет около 1,5
кг, за 5-й – около 2 кг, за 6-й – 2,5 кг, т.е. в
среднем 2 кг в год. К 6-7 годам ребенок
должен удвоить свой вес, который имел
в годовалом возрасте.

Кожные
покровы в этом возрасте все утолщаются,
становятся эластичные, количество
кровеносных сосудов в них уменьшаются,
кожа становится более стойкой к
механическому воздействию.

К
5-6 годам позвоночник ребенка соответствует
форме его у взрослого человека. Однако
окостенение скелета еще не закончено.
Дети в этот период очень подвижны, у них
активно развивается мышечная система,
что обуславливает значительную нагрузку
на скелет ребенка.

С
5-7 лет у детей начинают выпадать молочные
и прорезываться постоянные зубы.

В
конце дошкольного возраста заканчивается
формирование органов дыхания. Дыхание
становится все более глубоким и редким.

Сердечно-сосудистая
система также претерпевает значительные
развития, становится все более
работоспособной и выносливой.

Нервно-психическое
развитие достигает значительного
уровня. Интеллектуальное поведение
ребенка значительно совершенствуется.
Словарный запас постепенно увеличивается.
В этом возрасте определяется и развиваются
моральные понятия, представления об
обязанностях.

В
дошкольном возрасте игра становится
ведущим видом деятельности. Еще в раннем
возрасте возникают и начинают развиваться
элементы ролевой игры. В ролевой игре
дети удовлетворяют свое стремление к
современной жизни со взрослыми и в
особой, игровой форме воспроизводят
взаимоотношения и трудовую деятельность
взрослых людей.

В
игровой деятельности дошкольник не
только замещает предметы, но и берет на
себя ту или иную роль и начинает
действовать в соответствии с этой ролью.
В игре ребенку впервые открываются
отношения, существующие между людьми
в процессе их трудовой деятельности,
их права и обязанности.

В
ролевой игре дети отражают окружающее
их многообразие деятельности. Они
воспроизводят сцены из семейного быта,
из трудовой деятельности и трудовых
взаимоотношениях взрослых, отражают
эпохальные события и т.д. Отражаемая в
детских играх действительность становится
сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера
действительности, с которой сталкиваются
дети, тем шире и разнообразнее сюжеты
игр. Поэтому, естественно, младший
дошкольник имеет ограниченное число
сюжетов, а у старшего дошкольника сюжеты
игр чрезвычайно разнообразны.

Наряду
с увеличением разнообразия сюжетов
увеличивается длительность игр. Так,
продолжительность игры у детей трех –
четырех лет составляет всего 10-15 минут,
у четырех – пятилетних доходит до 40-50
минут, а у старших дошкольников игры
могут достигать несколько часов и даже
в течение нескольких дней.

Содержанием
ролевой игры у старших дошкольников
становится подчинение правилам,
вытекающим из взятой на себя роли. Дети
этого возраста чрезвычайно придирчиво
относятся к выполнению правил. Исполняя
в игре правила общественного поведения,
дети устремляют внимание на то, что
«бывает». Поэтому они спорят о том, что
бывает и что не бывает.

В
игровой деятельности наиболее интенсивно
формируется психические качества и
личностные особенности ребенка. В игре
складываются другие виды деятельности,
которые потом приобретают самостоятельное
значение. Игровая деятельность влияет
на формирование произвольности у детей
психических процессов. Так в игре у
детей начинает развиваться произвольное
внимание и произвольная память.

В
старшем дошкольном возрасте конструктивная
игра начинает превращаться в трудовую
деятельность, в ходе которой ребенок
конструирует, создает, строит что-то
полезное, нужное в быту. В таких играх
дети усваивают элементарные трудовые
умения и навыки, познают физические
свойства предметов, у них активно
развивается практическое мышление. В
игре ребенок поучается пользоваться
многими инструментами и предметами
домашнего обихода. У него появляется и
развивается способность планировать
свои действия, совершенствуются ручные
движения и умственные операции,
воображения и представления.

Может быть интересно:  Рациональная психотерапия: учимся рассуждать здраво и логически, чтобы вылечиться

Важное
место в художественно-творческой
деятельности дошкольников занимает
музыка. Детям доставляет удовольствие
прослушивание музыкальных произведений,
повторение музыкальных рядов и звуков
на различных инструментах. В этом
возрасте впервые зарождается интерес
к серьезным занятиям музыкой, которой
в дальнейшем может перерасти в настоящее
увлечение и способствовать развитию
музыкального дарования. Дети учатся
петь, выполнять разнообразные ритмические
движения под музыку, в частности
танцевальные. Пение развивает музыкальный
слух и вокальные способности.

Изменение
образа жизни ребенка, формирование
новых отношений со взрослыми и новых
видов деятельности приводят к
дифференциации функций и форм речи.

Развитие
понятий идет параллельно с развитием
процессов мышления и речи и стимулируется
тогда, когда они начинают соединяться
друг с другом.

В
дошкольном детстве речь ребенка
становится более связной и приобретает
форму диалога. У дошкольника по сравнению
с ребенком раннего возраста появляется
и развивается более сложная, самостоятельная
форма речи – развернутое монологическое
высказывание.

В
конце дошкольного возраста начинает
развиваться словесно-логическое мышление
ребенка. Оно предполагает уже умение
оперировать словами и понимать логику
рассуждений.

Развитие
словесно-логического мышления у детей
происходит как минимум два этапа. На
первом этапе их них ребенок усваивает
значение слов, относящихся к предметам
и действиям, поучается пользоваться
ими при решении задач, а на втором этапе
им познается система понятий, обозначающих
отношения и усваиваются правила логики
рассуждений.

Таким
образом, в дошкольном возрасте происходит
овладение основными средствами языка
(его грамматическим строем), и это создает
возможность для осуществления общения,
опирающегося на собственно языковые
средства.

Дошкольный
возраст — это период многообразного
проявления двигательной активности
ребенка. Трудно представить себе
дошкольника неподвижным и внутренне
сосредоточенным, за исключением разве
тех моментов, когда он погружен в слушание
сказки и внимательно следит за жизнью
ее героя.

В
раннем детстве формирование новых
движений происходит в процессе усвоения
предметных действий и является побочным
продуктом практической деятельности
ребенка, в центре которой стоит предмет
и овладение им.

Возникающие
в дошкольном возрасте ролевая игра,
рисование, лепка, различные виды
конструирования, элементарные формы
труда представляют собой тот новый
контекст, в который включаются и внутри
которого развиваются отдельные движения
и действия ребенка. Теперь их развитие
опосредуется мотивами, задачами и
условиями деятельности, средствами
осуществления которой они становятся.
Новые виды деятельности предъявляют
более высокие требования к отдельным
движениям, которыми ребенок уже владеет,
и вызывают потребность в освоении новых
движений.

Дошкольному
возрасту принадлежит важная роль в
общем развитии памяти человека. Уже при
простом наблюдении за дошкольниками
обнаруживается бурное развитие их
памяти. Ребенок относительно легко
запоминает большое количество
стихотворений, сказок и т. д.

У
детей дошкольного возраста можно
выделить два основных вида деятельности,
внутри которых происходит запоминание
словесного материала. Это прежде всего
деятельность по активному овладению
речью. Как указывалось выше, в дошкольном
возрасте ребенок особенно активно
овладевает формами родного языка. В эту
деятельность по овладению новыми формами
слов и их сочетаний и включается
запоминание, на этой же основе часто
происходит и воспроизведение. В связи
с этим ребенок должен заметить и выделить
в словах, стихотворениях их внешнюю,
звуковую сторону, которая и становится
основой запоминания.

Развитие
памяти в дошкольном возрасте также
характеризуется постепенным переходом
от непроизвольного и непосредственного
к произвольному и опосредованному
запоминанию.

В
младшем и среднем дошкольном возрасте
у детей запоминание и воспроизведение
в естественных условиях развития памяти,
т.е. без специального обучения миемическим
операциям, являются непроизвольными.
В старшем дошкольном возрасте при тех
же условиях происходит постепенный
переход от непроизвольного к произвольному
запоминанию и воспроизведению материала.

Переход
от непроизвольной к произвольной памяти
включает в себя два этапа.

На
первом этапе формируется необходимая
мотивация, т.е. желание чтобы запомнить.
На втором этапе возникают и совершенствуются
необходимые для этого мнемические
действия и операции.

У
детей раннего дошкольного возраста
доминирует непроизвольная,
зрительно-эмоциональная память. У
большинства нормально развивающихся
детей неплохо развиты непосредственная
и механическая память.

При
помощи механических повторений у детей
старшего дошкольного возраста информация
неплохо запоминается. В этом возрасте
появляются первые признаки смыслового
запоминания. При активной умственной
работе дети запоминают материал лучше,
чем без такой работы.
Большая
эффективность запоминания осмысленного
материала по сравнению с бессмысленным
свидетельствует о попытках дошкольников
активно осмысливать предлагаемый
материал и выражается в опосредовании
процесса запоминания словом.

В
дошкольном возрасте дети начинают
руководствоваться в своем поведении,
в ощущениях, даваемых себе и другими
людьми, определенными нравственными
нормами. У них формируется более или
менее устойчивые моральные представления,
а также способность к нравственной
саморегуляции.

Чем гордится
ребенок, чего он стыдится – решающую
роль в этом играют окружающие и в первую
очередь – родители, воспитатели, их
отношение к ребенку, оценка его достижений.
Дошкольник не безразличен к прекрасному
и безобразному, он способен откликнуться
на музыку, художественную картину,
поэзию, на прекрасное в природе, проявить
чувство юмора. В дошкольный период
развиваются и познавательные чувства,
ребенок проявляет не только любопытство,
но и любознательность, стремление
утвердиться в истине. Чувства к концу
дошкольного возраста нередко становятся
мотивом поведения ребенка. Постепенно
происходит и интеллектуализация детских
чувств. Развивается способность к
эмоциональному предвосхищению.
Видоизменяются и формы выражения чувств.

Источниками
моральных представлений детей являются
взрослые, которые занимаются их обучением
и воспитанием, а также сверстниками.
Нравственный опыт от взрослых к детям
передается и учитывается в процессе
обучения, наблюдения и подражания, через
систему поощрений и наказаний. Общению
принадлежит большая роль в развитии
личности дошкольника. Общение связано
с удовлетворением одноименной потребности,
которая проявляется довольно рано. ЕЕ
выражением является стремление ребенка
к познанию себя и других людей, к оценке
и самооценке.

Одним
из первых детьми усваиваются нормы и
правила так называемого «бытового»
поведения, культурно-гигиенические
нормы, а также нормы, связанные с
отношением к своим обязанностям, с
соблюдением режима дня, с обращением с
животными и вещами. Последними из
нравственных норм усваиваются те,
которые касаются обращения с людьми.
Они наиболее сложны и трудны для детского
понимания. Положительное значение для
усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые
игры с правилами, распространенные в
старшем дошкольном возрасте. Именно в
них имеет место представление, наблюдение
и усвоение правил, их превращение в
привычные формы поведения.

Может быть интересно:  Психология с чего начать

Для
поведения детей в дошкольном возрасте
наступает период, когда оно выходит за
рамки познавательной саморегуляции и
переносится на управление социальными
действиями и поступками.

Иными
словами, наряду с интеллектуальной
возникает личностная и нравственная
саморегуляция. Нравственные нормы
поведения становятся привычными,
приобретают устойчивость. К концу
дошкольного детства у большинства детей
складывается определенная нравственная
позиция, которой они придерживаются
более или менее последовательно.

Дошкольный возраст,
как отмечает А.А. Крылов, является
начальным этапом становления субъекта
познавательной и практической
деятельности. Этот период жизни является
чрезвычайно важным с точки зрения генеза
и формирования социальных форм психики
и нравственного поведения. Преобладание
тематики, связанной с изображением
человека в творчестве дошкольника,
свидетельствуют о преимущественной
ориентацией его на социальное окружение.
К концу дошкольного возраста происходит
переход от эмоционального непосредственного
отношения к окружающему миру к отношениям,
которые строятся на основе усвоения
нравственных оценок, правил и норм
поведения. Таким образом, в общении со
взрослыми ребенок часто усваивает
нравственные понятия в категориальной
форме, постепенно уточняя и наполняя
их конкретным содержанием, что ускоряет
процесс их формирования и вместе с тем
создает опасность их формального
усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок
учился применять их в жизни по отношению
к себе и другим. Это имеет существенное
значение, прежде всего для формирования
у него основных личностных качеств.

Под
основными качествами личности понимаются
те, которые, начиная оформляться в раннем
детстве, довольно скоро закрепляются
и образуют устойчивую индивидуальность
человека, определяемую через понятие
социального типа, или характера, личности.

Основные
личностные качества отличаются от
других тем, что их развитие – по крайней
мере в начальный период – в определенной
степени зависит от генотипических,
биологических обусловленных свойств
организма. К числу таких личностных
качеств относится, например, экстроверсия
и интроверсия, тревожность и доверие,
эмоциональность и общительность,
невротичность и другие. Они складываются
и закрепляются у ребенка в дошкольном
возрасте, в условиях сложного взаимодействия
многих факторов: генотипа и среды,
сознания и бессознательного, оперантного
и условно-рефлекторного поучению,
подражания и ряда других.

Старший
дошкольник во многих случаях в состоянии
разумно объяснит свои поступки, пользуясь
для этого определенными нравственными
категориями. Это значит, что у него
сформировались начало нравственного
самосознания и нравственной саморегуляции
поведения, хотя внешние проявления
соответствующих личностных качеств не
проявляется достаточно устойчивыми.

В
данном возрасте дети придают большое
значение оценкам, даваемым им взрослыми
людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а
активно сам добивается ее, стремиться
получить похвалу, очень стареется ее
заслужить. Все это свидетельствует о
том, что ребенок уже вступил в период
развития, сенситивный для формирования
и укрепления у него мотивации достижения
успехов и ряда других жизненно полезных
личностных свойств, которые в будущем
должны будут обеспечить успешность его
учебной, профессиональной и других
видов деятельности.

В
младшем и среднем дошкольном детстве
продолжается формироваться характер
ребенка. Он складывается под влиянием
наблюдаемого детьми характерного
поведения взрослых. В эти же годы начинают
формироваться такие важные личностные
качества, как инициативность, независимость,
воля.

Все исследователи
развития воли отмечают, что в дошкольном
возрасте цель достигается успешнее при
игровой мотивации и при оценке поведения
со стороны сверстников (в случае командной
игры). Важным новообразованием дошкольного
детства является и способность соподчинять
мотивы своего поведения.

К концу дошкольного
возраста происходит оформление основных
элементов волевого действия – ребенок
способен поставить цель, принять решение,
наметить план действия, исполнить его,
проявить определенное усилие в случае
преодоления препятствия, оценить
результат своего действия. Воля
становится компонентом психологической
готовности к школе.
Но все компоненты волевого действия
еще недостаточно развиты. И взрослым
следует это учитывать, соблюдая
постепенность в повышении требований
к детям, опираясь на его возможности,
интересы, потребности.

К
среднему дошкольному возрасту у многих
детей складываются умение и способность
правильно оценивать себя, свои успехи,
неудачи, личностные качества.

На
основании данного психологического
портрета дошкольника от рождения к
концу старшего дошкольного возраста
он обладает определенными чертами,
которые являются основными характеристиками
данного возрастного этапа и формируют
условия перехода на следующую ступень
развития ребенка. Познавательная сфера
ребенка старшего дошкольного возраста
характеризуется переходом к произвольности
всех процессов, от восприятия до мышления.

В
заключение рассмотрения психологического
портрета дошкольника, надо отметить,
что составление схематичного портрета
обуславливается индивидуальной
обусловленностью развития каждого
ребенка. Однако, данная характеристика
тенденций общего развития дошкольника,
вплоть до старшего дошкольного возраста
позволила определить уровень развития
каждого из познавательных процессов,
которого достигает старший дошкольник
в своем развитии.

Поэтапность
развития познавательной и поведенческой
сфер дошкольника позволил проследить
переход от одних видов к другим и уровень,
на котором находится старший дошкольник
в своем развитии. Учет характерологических
черт и типичных психологических портретов
личности старшего дошкольника позволяет
определить зону ближайшего развития
ребенка и его готовность к обучению в
школе.

Таким
образом, для педагогической и
психологической практики данное знание
является основополагающим для построения
работы с ребенком старшего дошкольного
возраста.

Оцените статью
Добавить комментарий