Психологический кризис — это общее название для состояния, в котором человек оказывается под воздействием внутренних или внешних факторов. Как правило, это момент, который требует качественных изменений и адаптации к новым обстоятельствам, кризисы делят нашу жизнь на «до» и «после». Человек может столкнуться с кризисом при смене социальной роли: например, в связи со взрослением, вступлением в брак, родительством, сменой места жительства. Также психологический кризис может наступить в связи с потерей социальных контактов: смертью близкого человека, расставанием с партнером, увольнением с любимой (или имевшей важность) работы.
В такие моменты человек сталкивается с обнулением своей системы ценностей, крушением планов, вместо них остается только неопределенность — один из сильнейших факторов стресса, который заставляет человека либо замереть, либо начать двигаться в поисках выхода из сложившихся обстоятельств.
Как внешне проявляются внутренние кризисы?
Иногда трудно с одного взгляда понять, что в жизни человека что-то происходит. Во многом проявление кризиса зависит от характера каждого индивида. Одни замыкаются в себе и ничем себя не выдают, другие же могут активно демонстрировать признаки турбулентного периода. У кого-то проявляется заметное безразличие к окружающим, апатичность, усталость или, наоборот, излишняя деятельность и эмоциональность. Но есть и другие внешние признаки, ставшие хрестоматийными: потеря или набор веса.
«Здесь все зависит от того, к чему человек предрасположен изначально. У любого из нас есть любимые психологические защиты, с помощью которых мы справляемся с переживаниями, для многих это заедание стресса, которое может вылиться в набор веса. Некоторые формы стресса, депрессивные эпизоды, сопровождаются инактивностью, когда человеку сложно выйти из дома, он не может даже встать с кровати. Если человек в таком состоянии не заедает стресс, а отказывается от пищи, то он может, наоборот, страшно похудеть», — рассказывает нейропсихолог и психотерапевт .
В массовой культуре образ психологического кризиса оброс множеством стереотипов, один из которых условно можно описать как: «Если твоя жизнь рушится — сделай каре и купи новое платье». Но на самом деле еще не было проведено исследований, которые бы доказали связь между экспериментами во внешности и эмоциональным состоянием человека, это скорее сторителлинговый прием, ставший клише и прижившийся в реальной жизни.
«Человеку, по-настоящему находящемуся в кризисе, вопросы стрижки и внешнего вида в целом не кажутся актуальными. Перед ним стоит гораздо более серьезная проблема, чем секущиеся кончики, — это вопрос потери смысла, потери уверенности в себе, в завтрашнем дне, потери каких-то важных социальных связей или факторов безопасности. Логичнее предположить, что человек начинает как-то изменять свою внешность, когда кульминация кризиса уже пройдена и найдены ответы на самые насущные вопросы. Человек начинает куда-то двигаться и меняться, а переломный момент и состояние неопределенности оставлены позади», — объясняет .
Еще одно клише, связанное с внешним проявлением кризиса, — это совершение человеком различных бодимодификаций, таких как пирсинг и татуировки. Некоторые психологи соотносят это с механизмом защиты, который проявляется в попытках аутоагрессивного поиска контроля. В ситуации, когда человек теряет власть над событиями в своей жизни, он держится за тело как за последний рубеж и через его изменения доказывает себе, что еще не весь контроль потерян. Но, по словам Алены Ванченко, этот механизм может быть связан с травматическим опытом, а не с кризисами в широком понимании. Важно помнить, что различного рода травмы и кризисы активируют индивидуальный набор психологических защит, а татуировки для многих людей — это просто способ самовыражения.
Как преодолевать внутренние кризисы
Печальная правда заключается в том, что, даже если в условиях кризиса вы пытаетесь заесть стресс, заглушить его болью от нанесения татуировки или удовольствием от покупки новой одежды, проблемы эти практики не решат. А вот несколько советов от Алены Ванченко точно помогут собрать волю в кулак, себя — в кучу и начать ориентироваться в лабиринте собственных эмоций:
«В первую очередь нужно разобраться с кризисом. Нужно понять, в каком именно кризисе вы находитесь. Это может быть кризис среднего возраста, экзистенциальный кризис, а может быть вообще не кризис, а травма. Кризис очень хорошо определяется одной фразой — „Как раньше уже невозможно, а как дальше — пока непонятно“, и он может касаться работы, взаимоотношений с партнерами, родственниками и так далее.
Вторым шагом мы смотрим и анализируем, что бы мы хотели оставить в жизни из своего прошлого, а что мы бы хотели поменять. Из того, что мы бы хотели изменить, мы создаем себе продуктивные цели.
В третьем шаге мы ставим себе цели, разбиваем их на задачи, создаем себе какой-то план будущего. Это вносит ясность и понимание, куда двигаться дальше.
Ну и не в последнюю очередь мы находим себе сподвижников, группу поддержки. Это в том числе поиск новой аудитории, новых знакомств, это расширение своих социальных контактов, которое необходимо нам как в кризисе пяти лет, так и в кризисе шестидесяти пяти.
Важно понимать, что кризис не так страшен, как его малюют. В конце концов, это всегда возможность понимания, чего вы хотите от своей жизни, и шанс создания чего-то нового, образования новых контактов и новой версии себя».
Поэтому не бойтесь познакомиться с собой заново, проанализируйте себя, как героя книги, опишите свои сильные и слабые стороны, разберите свои желания и, что бы ни случилось, двигайтесь дальше. Или хотя бы лежите в сторону желаемого результата, пока не появятся силы.
Эксперт по предмету «Психология»
Задать вопрос автору статьи
Понятие кризиса в психологии
Психологический кризис представляет собой переломный момент в жизни человека, качественный переход из одного состояния в другое, граница между новым и старым опытом.
Он имеет два основных вида детерминации:
- внутреннюю,
- внешнюю.
Внутренняя детерминация обусловлена внутренними постепенными изменениями, приводящими к качественному прыжку. Она связана с изменениями в человеческой личности, при которых формируется представление о себе как носителе новых психологических ролей и потребность превратиться в субъекта новой роли объективные условия для которой, еще не сформировались. Когда новая жизненная роль не реализуется в ролевом поведении, это становиться причиной важного жизненного кризиса, который может иметь достаточно серьезные последствия.
Внешняя детерминация представлена изменениями определенных обстоятельств жизни человека, при которых существующие жизненные роли не соответствуют социальным ролевым ожиданиям. Ситуации, при которых возникает необходимость замены не отживших жизненных ролей, также может стать причиной жизненного кризиса, заключающегося в трудностях формирования новых жизненных ролей.
Типы жизненных кризисов
В зависимости от характера и содержания психологических проблем и жизненных обстоятельств, послуживших причиной кризисной ситуации, а также личностных ролей, возникающих, развивающихся и исчезающих, выделяются типы жизненных кризисов:
- кризисы становления личности;
- кризисы здоровья;
- терминальные кризисы;
- кризис значащих отношений;
- кризис личностной автономии;
- кризис самореализации;
- кризис жизненных ошибок.
Наиболее распространенными кризисами становления являются нормативные возрастные кризисы, которые необходимы для нормального процесса личностного становления. Возрастным кризисам присущи значительные качественные изменения в психологии человека. Данные изменения сопровождаются всегда изменением ролей, так как определенная деятельность предусматривает соответствующую ей личностную роль человека. Кризис становления личности характерны не только для периодов детства, отрочества, юности. Кризисы становления у взрослых людей могут сопровождаться знаковыми жизненными событиями: сменой профессии, уходом из семьи, переездом.
Полезно для написания работы по теме «Кризис в психологии» ?
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Помощь в написании работы
Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.
Человек может переживать серьезный кризис по причине потери здоровья, получения увечья или другими проблемами, коренным образом изменяющих жизнь. Яркими фрустрирующими кризисными факторами являются потеря важных социальных и жизненных функций в связи с изменением здоровья, отказ от жизненных планов в связи с невозможностью их воплощения.
Достаточно серьезными являются кризисы, связанные с терминальными человеческими ценностями, например, с возможным или неминуемым концом жизни.
Важной для жизни является сфера взаимоотношений человека с окружающими и значительные изменения в структуре данных взаимоотношений зачастую сопровождаются изменениями межличностных ролей и кризисами. Причинами кризисов подобного типа могут выступать: вынужденная разлука, смерть близкого человека, измена, развод. К кризису может привести появление новых межличностных ролей, например, рождение ребенка.
Причиной кризиса личностной автономии могут служить обстоятельства, которые связаны с потерей или ограничением свободы или личностной автономии. Кризис личностной автономии является разновидностью кризиса значащих отношений. Но кризис значащих отношений заключается в потере межличностных значащих ролей, а кризис личностной автономии связан с попаданием в нежелательную новую межличностную роль.
Жизненный кризис может также наступить вследствие обстоятельств, которые связаны с невозможностью нормальной самореализации человека, в частности, потери работы, выхода на пенсию, утраты значащей социальной роли, осознания ошибочности выбранного жизненного пути.
Кризис жизненных ошибок развивается вследствие каких-либо фатальных поступков, потери ценных вещей, кризиса греха. Кризис жизненных ошибок может быть и следствием неосуществленных поступков.
Проявление кризиса
Кризисное состояние сопровождается яркими отрицательными эмоциями: волнением, ощущением неопределенности, тревогой, переживанием собственной беспомощности, одинокости, никчемности, безнадежности, пессимистической оценкой себя, текущей ситуации и будущего, затруднениями в планировании своих дальнейших действий.
В кризисном состоянии, с позиции психофизиологии, происходят изменения в мышлении, познавательных процессах, наблюдается снижение внимания и способности усвоения информации. Отмечаются также соматовегетативные нарушения: человек дышит, всхлипывая, постоянно вздыхает, ощущает физическую слабость, истощение и разбитость.
Напряженность и тревога, вызванные ситуацией кризиса, приводят к снижению глубины и адекватности понимания других людей. Человек преувеличивает экстренность критической ситуации, ему кажется, что для принятия необходимого решения у него меньше времени, чем в реальности. У людей, находящихся в состоянии кризиса, имеют место нарушения личной идентификации. Они теряют уверенность в своей способности перенести отрицательные эмоции.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Эксперт по предмету «Психология»
преподавательский стаж — 8 лет
Задать вопрос автору статьи
Возрастные психологические кризисы — это нормативные переходные этапы возрастного развития, которые занимают место между стабильными (литическими) периодами.
В психологии понятие кризиса ввел в оборот Л. С. Выготский, определяя его как целостное изменение личности, которое регулярно происходит при смене стабильных периодов.
Суть возрастного кризиса
Возрастной кризис – это кризис, который связан с возникновением основных психологических новообразований. Он представляет собой переходный этап между возрастами индивида, который характеризуется сменой ведущей деятельности и социальной ситуации развития.
Кризисные периоды являются неотъемлемой частью взросления. Каждый индивид в своей жизни проходит несколько таких стадий. Дословно кризис можно перевести, как «разделение дорог». В китайском языке его обозначают двумя иероглифами, один из которых расшифровывается как «опасность», а второй, как «возможность». Многие ученые считают, что это самая лаконичная и точная трактовка данного понятия. Именно в кризис, особенно в возрастные кризисы, происходит активное личностное развитие. Также в ходе кризиса при неудачном исходе периода может происходить слом личности.
Категория «возрастной кризис» была введена в обиход отечественным психологом Л. С. Выготским. Для каждого возраста присущи определенные нормы, на которые психология ориентируется. С помощью этих норм отслеживается нормальность развития личности. Данные нормы интеллектуального, эмоционального, психофизического и личностного развития названы также задачами возрастного развития. Период кризиса и является стадией исполнения данных задач. Этот процесс предполагает интенсивные психофизиологические изменения.
Каждый индивид должен пройти через возрастные кризисы, при этом форма выражения, интенсивность и длительность этого периода будет разной в соответствии с социально-экономическим положением человека, условиями развития, индивидуально-личностными особенностями.
Существуют две точки зрения на нормативность (ненормативность) возрастных кризисов. Часть ученых, включая Фрейда, Выготского и Эриксона, считали данные переходы неотъемлемым элементом человеческого развития. Другими исследователями, в том числе Рубинштейном, кризисы рассматривались в качестве варианта индивидуальных девиаций.
Полезно для написания работы по теме «Возрастные психологические кризисы» ?
Типы возрастных кризисов
В психологии рассматривается несколько возрастных кризисов:
- Кризис новорожденного (от рождения до одного месяца);
- Кризис одного года;
- Кризис 3 лет;
- Кризис 7 лет;
- Подростковый кризис (11-12 лет);
- Кризис юношества (от 17 до 18 лет);
- Кризис молодости (от 20 до 30 лет);
- Кризис зрелости (от 33 до 35 лет);
- Кризис среднего возраста (от 45 до 55 лет);
- Кризис поздней зрелости (от 55 до 65 лет);
- Кризис старости.
К большим кризисам принято относить кризис новорожденности, кризис трехлетнего ребенка и подростковый кризис. В их процессе происходит перестройка отношений человека и общества. Остальные кризисы можно отнести к малым кризисам, поскольку они менее заметны внешне и отражают рост самостоятельности и умений. Отмечено, что в ходе любого кризиса практически все дети начинают проявлять негативизм, непослушание, упрямство.
К взрослой жизни относится четыре основных кризиса. Для кризиса молодости присуще становление и самоутверждение личности в основных жизненных областях и отношениях (в работе, семье, любви и дружбе).
На стадии кризиса зрелости человек может начать анализировать собственные успехи, приводя их в соответствие с планами и достижениями. Следующие 10 лет он закрепляет успехи или меняет результат.
Кризис среднего возраста связан с осознанием упадка сил, красоты, здоровья. В это время увеличивается дистанция с выросшими детьми, что многие пожилые люди переносят весьма болезненно. Часто человека охватывает депрессия, усталость от рутины, печаль от мысли, что ничего не будет уже лучше. Для поздней зрелости характерна стабилизация предыдущего состояния, постепенный отход от социально-трудовой деятельности.
На стадии ранней старости субъект начинает осмысливать свою жизнь, либо признавая ее уникальной и неповторимой, либо понимая, что она прошла зря. На стадии старости люди, как правило, переосмысливают собственное профессиональное «Я», смиряясь с неизбежным ухудшением здоровья и старением организма. Этот период активного принятия присущ для естественного окончания жизни.
Детские кризисы (первые шесть из перечисленных) исследованы гораздо лучше, чем кризисы взрослости, среднего возраста и старости. Последние из них часто рассматривают в составе характера индивидуального течения, хотя они аналогично во многом связаны с возрастными изменениями.
Фазы кризиса
Л. С. Выготский определил три фазы кризиса:
- Предкритическая,
- Критическая,
- Посткритическая.
Для предкритической фазы характерно проявление и осознание самим человеком противоречием между имеющимися внешними условиями и его отношением к ним. Люди на этой стадии начинают видеть образ более притягательного будущего, но не способны определить реальные пути воплощения сценария.
На критическом этапе для человека присуще максимальное напряжение в противоречии. Здесь оно достигает пикового состояния. Сначала индивид попытается повторять самые общие представления об увиденном идеале. Так, подростки с легкостью могут перенимать привычки взрослых (например, начинают курить или ругаться матом). Они считают, что это поведение сделает их взрослыми, частью мира, желанного, нового и открывшегося в перспективе.
Позже происходит осознание внешних и внутренних преград, которые стоят на пути к другим компонентам нового мира. Если от внешнего избавиться более или менее легко, то осознание нехватки внутреннего ресурса способно толкнуть на освоение новых действий (в примере с подростком это может быть выбор профессии, подработка). В завершение субъект будет сравнивать, в какой степени он смог приблизиться к увиденному идеалу.
В посткритическую фазу происходит разрешение противоречия, выстраивание новых гармоничных отношений с миром. Если результат прошлой рефлексии его устраивает, то человек окончательно переводит воображаемое в реальное.