Психологическое благополучие это

Психологическое благополучие это Детская и семейная психология

1. Что значит понятие психологическое благополучие

2. Здоровье людей в психологическом плане

3. Что такое благополучный индивид в психологическом плане

5. Набор факторов, способствующих формированию психологической благополучности человека

6. Психологическая благополучность жизни детей

Вопросами положительной психологической жизнедеятельности занимались исследователи еще со середины 20 столетия. Теоретическую основу благополучности с точки зрения психологии заложили работы Н. Брэдберна. Он считал, что для создания описания нужно использовать ряд характеристик, отражающих ощущение уровня счастья и общей удовлетворенности своим бытием. Его такие взгляды и убеждения были признаны широкими кругами научных деятелей.

Что значит понятие психологическое благополучие?

Психологическое благополучие это

Под психологическим благополучием понимается целостное, субъективное переживание, много значащее для конкретного человека и связанное с понятиями счастья, самореализации и т. п. Также с его помощью определяется цель в жизни, ее смысл, понимание себя, уровень удовлетворенности жизнью и собой, возможности развития потенциала индивидуума, контакты, коммуникация с другими членами общества. Суть этого понятия заключается в описании состояния и особенных моментов внутреннего мировоззрения особы, определяющие переживание благополучности и конкретное поведение. Разные исследователи вкладывают свой смысл в данное определение. Например, психолог Рифф под видом базовых элементов выделяет:

  • доброжелательные (положительные) взаимоотношения с окружающими – предполагает способность сопереживания и открытости для коммуникации, навыки установления и поддержания контактов с другими людьми, гибкость взаимодействия с ними, способность находить компромиссы;
  • положительное оценивание себя – значит осознать, принять свои плюсы и минусы;
  • независимость – предусматривает автономию, способность без страха отстаивать свои взгляды, нестандартно мыслить и вести себя, как считает правильным;
  • компетентное управление – предусматривает наличие свойств, обуславливающих успех в овладении разными видами деятельности, достижении цели в собственной жизни, преодолении трудностей;
  • целенаправленность – значит осмысленное существование, признание ценности всех этапов своей жизни;
  • рост личности, как чувство непрекращающегося развития и самореализации – заключается в стремлении получать новые знания, ощущая собственный прогресс.

В принципе все исследователи говорят об одном и том же, но разными формулировками. Это понятие связывают с уверенностью в собственных силах, адекватной самооценкой, позитивностью точки зрения, доброжелательностью, коммуникабельностью, эмоциональной стабильностью.

Таким состоянием исключаются душевные недуги, характеризующиеся обидами, страхами, раздражением, враждебностью, усталостью и т.д. Оно тесно связано с душевным здоровьем, осмысленностью жизни, в какой-то степени личностной адекватностью и психическим самочувствием.

Благополучием по определению Всемирной Организации Здравоохранения является мега объект со сложными культурными, социальными, психическими, физическими, экономическими и духовными взаимосвязанными элементами. Это результат воздействия генетической склонности, окружающего мира и индивидуальных особенностей человека. Наряду с этим в психологии рассматривались вопросы счастья, субъективной благополучности, удовлетворением собственной жизнью и ее качеством.

Здоровье людей в психологическом плане

Такой тип – это неотъемлемая часть, важный элемент общего здоровья. Таким образом, это состояние является отсутствием психических отклонений и форм физической неполноценности (дефектов), но не только.

Психическим здоровьем определяют состояние человека, который пребывает в благополучии, когда он способен побеждать обычные жизненные стрессы, результативно трудится для удовлетворения своих потребностей и приносить пользу своему сообществу. Оно играет важную роль для нас, как разумных существ, способных на мышление, проявление эмоций, общение с другими людьми, зарабатывание на жизнь и получение удовольствий. Поэтому так важна здесь крепость, защищенность человека.

Специалисты в области психологии описывают психическое здоровье людей с помощью следующих критериев:

  • баланс и связанная с таким состоянием гармоничная организация психики с ее адаптационными возможностями;
  • адекватное субъективное восприятие вещей, явлений и обстоятельств;
  • критическое оценивание себя и обстоятельств окружающей среды;
  • способность адекватно меняться в плане поведения соразмерно переменам ситуации и обстановки вокруг себя и организационного процесса;
  • ощущение привязанности и ответственности перед членами близкого окружения;
  • навыки составления и выполнения своих жизненных планов.

Что такое благополучный индивид в психологическом плане?

Психологами зачастую выделяются следующие характеристики психологической благополучности:

Психологическое благополучие это

  • заинтересованность происходящего в окружающем мире;
  • умение устанавливать близкие позитивные отношения с окружением;
  • самоотверженность;
  • способность направлять свои действия на общее благо;
  • высокий уровень духовности;
  • способность существовать в согласии души с разумом;
  • цельность;
  • направленность на личностный рост.

Однако все понимают, что психологическим благополучием в виде универсального понятия нельзя пользоваться. А значит выход из ситуации в исследовании, изучении влияющих факторов.

Методики

В исследовании используют ряд психологических тестов, направленных на диагностирование личности. Существует определенная специфика – измерительно-испытательное направление. Им могут быть достигнуты цели – оценка и классификация объектов в количественном и качественном выражении. Важнейшие требования к психодиагностическим методикам – стандартизация инструментов с жесткой регламентацией процедурного ведения. Наиболее часто пользуются методиками:

  • опросником Рифф из 84 вопросов (в наиболее популярной версии) – разработкой для исследования выраженности ключевых элементов понятия, которое подразумевает субъективные ощущения цельности и осмысленности конкретным человеком своего существования. В методике применены гедонистический (через получение физического и духовного наслаждения, удовольствия) и эвдемонистический (счастье через самореализацию с нахождением творческого единения соответствующего запроса окружающего социума и развития своей личности) подходы.
  • тестом Льюиса Голдберга «Большая пятерка» – моделью, позволяющей дать структурированное описание человека с разных сторон, включая факторный анализ эмоциональной неустойчивости, экстраверсии, открытости для познания, способности уживаться в сообществе, добросовестности;
  • опросником EPI – разработкой Айзенка в двух вариантах (А и B), отличающихся вопросами, с возможностью проведения повторных сравнительных диагностик. Методика включает две шкалы (экстраверсия-интроверсия с нейротизмом) и шкала оценивания ответов в отношении искренности. Применяется в русскоязычной версии А. Г. Шмелева;
  • многоаспектным тестом Лири (1954 г.) – предназначенным для изучения субъективных представлений человека о себе идеальном и отношений в небольших коллективах. Преследуется цель выявить господствующий вид отношений к членам окружения через самооценку и взаимное оценивание в группе с учетом доминирования-подчинения, а также дружелюбия-враждебности;
  • личностным тестом Кеттелла – опросником из 187 пунктов для проведения диагностирования личностей объективно-экспериментального характера, дающего возможность определить особенности характера, склонностей и личностных интересов. Это один из известных многофакторных методов для поиска описания человека с точки зрения стабильности, устойчивости свойств, которые способны определить его внутреннюю суть и характер поведения;
  • другими.
Может быть интересно:  Подходы третьей волны кпт

Набор факторов, способствующих формированию психологической благополучности человека

В случаях с психическим благополучием, счастьем так и не пришли к единому определению понятий. Американка, психолог К. Рифф предложила свое определение в виде факторного набора (шкалы). Было несколько вариаций. Большую распространенность на Западе получила версия опросника из 84 пунктов. Она же была адаптирована в ряде других стран, включая Россию. С точки зрения К. Рифф многомерная модель включает несколько основных элементов, а именно:

  • позитивные отношения с важными людьми для пребывающего в благополучии человека – предполагает определение уровня доверия в обществе потенциальных друзей, открытости и общительности, проявлении сопереживания в отношениях с другими людьми, способности искать компромиссы и уступать. Речь также идет о личном выборе своего места в обществе, развитии социальных связей;
  • личностный рост, в том числе самостоятельного развития – заключается в выяснении вопросов потребности реализации собственного потенциала и стремления к постоянному развитию, движению к четко определенным целям, совершенствованию своих навыков, получению новых знаний. Подразумевается уровень удовлетворенности жизнью в процессе роста, способность к нему, учитывая личное отношение конкретного человека;
  • целенаправленность и понимание своего предназначения – предполагает разобраться в смысле жизни, определиться с четкой целью (а не плыть по течению), используя имеющийся опыт с пользой для будущего, делая правильные выводы из совершенных в прошлом ошибок;
  • принятие самого себя – заключается в определении отношения человека к себе (уровня самооценки) и оценки своих личных качеств (положительных и отрицательных) и собственной жизни в целом, учитывая возможности, потенциал. Берется во внимание то, как человек переносит неприятные моменты;
  • осмысления своей жизни – предполагает выявление веры в убеждения, принципы жизни со смыслом;
  • управление окружением – предназначено для выявления особенностей характера и темперамента, характеризующих человека, как властную натуру с желанием эффективно управлять другими людьми и нести ответственность за это. Причем некоторые люди способны создавать условия для результативного карьерного роста и уверенно убирать с пути разные препятствия. А другим наоборот сложно трудиться, как в одиночку, так и в коллективе;
  • проявление независимости – заключается в определении качеств человека, связанных со способностью решать разной сложности проблемы и действовать автономно по намеченному курсу вне независимости от того, какое социальное давление производит окружение. Здесь влияет уровень самооценки и ответственности за свои действия. Имеет место сильная зависимость от мнения окружающих и новомодных веяний.

С психическим благополучием связано много аспектов нашего существования, включая социальное изменение в быстрых темпах, условия работы в постоянном стрессе, гендерное ущемление, социальное отдаление, неправильный образ жизни, физическое болезненное состояние, а также связано с нарушениями человеческих прав и свобод.

Существуют также ряд особенностей конкретного человека, которые делают его уязвимым перед проблемами психического типа. Кроме того, существуют биологические риски в качестве генетических моментов.

Психологическая благополучность жизни детей

Такого плана благополучием детей дошкольного и школьного возраста в значительной мере занимается семья и

Психологическое благополучие это

педагоги дошкольных заведений и начальной школы. Однако самый первый и главный институт социального характера для детей – все же именно семья, родители и близкие люди. Детские годы проходят именно в семье. И оттуда практически все берет свое начало, включая траекторию нашего жизненного пути.  Но и трудности культурного развития, которые возникают в детские годы, очень часто входят в привычки, а может даже усугубляются на последующих этапах нашей жизни.

На характер общения ребенка в своей семье в значительной степени влияет социальная ситуация его развития. Одной из ключевых потребностей практически с самого рождения ребенка является необходимость общения. А обеспечение удовлетворения ее определяется благополучностью именно в психологическом плане.

Высокий уровень опасности для психики детей имеет разрушение среды нормальной семьи. Это грозит недостатком внимания детям и это подтверждено результатами большого количества исследований в разных странах. Экспертами ВОЗ подтверждают, что такая ситуация неблагоприятно отражается на детях. Ведь они становятся обделенными в части общения с родителями, которые враждебно настроены друг к другу и живут в разрыве.

Эмоциональная составляющая общения и сотрудничества с папой и мамой для ребенка является одной из ключевых моментов жизни, включая детское культурное развитие, образование, становление его индивидуальности.

Образовательный процесс начинается также в семье, с непосредственным участием родителей. Только высокий уровень взаимодействия ребенка со своими родителями позволяет получить и усвоить багаж знаний и навыков. Кроме того, опыт общения и жизни усваивается ребенком именно того окружающего мира с его традициями, ценностями и культурой, где он родился, растет, взрослеет и развивается. Таким образом, напрашивается вывод, что родительский уровень развития, их кругозор в культурном, мировоззренческом и социальном плане влияет на духовную атмосферу жизни их детей. А благоприятная для взрослеющих детей атмосфера – это только позитивный микроклимат семьи, гармоничные взаимоотношения родителей, а также их отношение к своей жизни, уважение к знаниям, профессии, работе, доброжелательность к окружающим, диапазон интересов и т.п.

В периоды роста, взросления, развития, переходя из одних социальных институтов в другие, дети все также ощущают влияние своей семьи. Ответственность за психологическую благополучность и готовность детей дошкольного возраста переходить на очередной этап в процессе постоянного обучения. Они обязаны создать благоприятные условия с целью обеспечения базовых потребностей, заключающихся в стремлении познавать огромный окружающий мир и развивать свой потенциал, а также познавать свой внутренний мир, необходимость в общении, теплоте чувств и коммуникации с другими людьми.

Может быть интересно:  Психологические особенности кризисов

Без сомнения, все хотят быть здоровыми и жить в благополучии. Нуждаетесь в помощи по вопросам психологии, обращайтесь к специалистам нашего центра. Они всегда готовы помочь.

1. Субъективное благополучие: суть и определение

2. Субъективное благополучие с точки зрения психологии

3. Методики исследования

4. Факторы воздействия на человека, пребывающего в субъективном благополучии

5. Что считается благополучием личности со стороны субъективных ценностей

Проблема субъективного благополучия, а также удовлетворенности жизнью интересовали ученых уже достаточно давно. В последнее время наблюдается повышенный интерес к изучению позитивной стороны вопроса. Исследователи взяли курс на изучение того, что делает благополучными все сферы деятельности и жизни человека.

Субъективное благополучие

Психологическое благополучие это

Благополучием является многофакторный объект, который представляет собой сложную общность факторов культурной, эмоциональной, социальной, психологической, а также физической, экономической и духовной направленности. А явление, представляющее эмоциональное реагирование человека, его удовлетворенность каждой из сфер своей жизни, точка зрения в отношении качества жизни, рассматривается, как субъективное благополучие. Однако к четкому определению так и не пришли до этого времени.

Понятием субъективное благополучие уже давно пользуются в зарубежной научной литературе, а в отечественной – оно возникло намного позже. И оно далеко не однозначно. Взяв во внимание ряд известных исследований по субъективному благополучию и счастью, психолог Пучкова назвала несколько признаков:

  • субъективность – значит существование этого явления в индивидуальном опыте;
  • позитивное измерение – заключается в отсутствии характерных для большей части определений психического здоровья моментов негатива и наличии показателей позитива;
  • масштабность – означает включение глобального оценивания всех моментов жизни личности за продолжительное время.

Уровень душевной, моральной удовлетворенности личности своей жизнью определяется именно личным отношением к собственной жизни, ее противоречиям и переменам. А с точки зрения счастья можно описать личность с позитивными эмоциями, физическим здоровьем, удовлетворенностью собственной жизнью, успешной реализацией целей и желаний, хорошими отношениями с другими людьми, показателями личностного роста, удовольствием, т.д. Поэтому в психологии в позитивном аспекте такое явление называют благополучием, и именно субъективным. Оно синонимично счастью и согласовывается с оценкой людей своих жизней, применяя объяснения когнитивного и аффективного типа.

Можно сказать, что субъективное благополучие приравнивается к удовлетворенности жизнью (оцениванию личности ее собственной жизни) с аффектом (эмоциональной стороной, которая связана с повседневным опытом). Что касается формулы счастья, то ее вывел Селигман. Оно равняется сумме индивидуального диапазона, внешних обстоятельств и волевого контроля. В этой формуле:

  • индивидуальным диапазоном выступает относительно стабильный уровень счастливой жизни по генетической предопределенности, на него приходится примерно половина счастья;
  • в качестве внешних жизненных обстоятельств выступают семья, верование, повседневная жизнедеятельность, занимает близко десяти процентов;
  • под волевым контролем подразумеваются осознанно выбранные для себя действия, которые требуют прикладывания усилия, на их долю припадает около 40 процентов счастья.

Еще древние философы спорили по поводу таких понятий, как счастье, субъективное благополучие. Разные философские школы давали свои определения:

  • В «Гедонизме» субъективным благополучием является удовольствие с неудовольствием либо счастье с несчастьем вместе взятые.
  • В теории «Жизненной удовлетворенности» его рассматривают в качестве позитивного восприятия своей жизни.
  • Приверженцы направления «Удовлетворенность желаний» дали субъективному благополучию свое определение с точки зрения возможностей удовлетворения желаемого, предпочтительного для личности.
  • Поклонники «Объективного подхода» под субъективным благополучием понимают такие конкретные блага, как здоровье, доходы и т.п.
  • по версии «Нового Аристотелизма» субъективным благополучием является развитие и использование совокупности черт характера с добродетелями определенной личности.

Как видим, философские теории дают различные определения субъективному благополучию, и это послужило толчком для рождения своих концепций у психологов.

Субъективное благополучие с точки зрения психологии

Психологам не так давно удалось подобраться к субъективному благополучию. Нескольких десятилетий хватило для его изучения во многих направлениях, счастье так и не нашло единого определения у исследователей. Ученые понимают, что в таких понятиях, как счастье и субъективное благополучие очень много общего. Посмотрим на терминологию для разбирательства в том, что общего в них и в чем разница.

В западной литературе к субъективному благополучию относятся, как к собирательной категории с различными психологическими конструктами. Его же иногда называют счастьем в полном смысле слова. Но часто счастье в работах философов выступает эмоциями, благом либо добродетелью. Таким образом, его многие считают синонимом субъективному благополучию. Кроме этого Селигман употреблял термин процветание в качестве определения благополучию в отношении целого общества с точки зрения позитивного психологического направления.

В своих научных трудах психолог Динер пользовался следующими основными научными подходами:

  • Телическими теориями, где субъективным благополучием является состояние, наступающее после получения желаемых потребностей, а также целей;
  • Когнитивными теориями, в которых когнитивным способностям людей, включая внимание, рабочую память и т.д., устанавливают уровни восприятия благополучия;
  • Эволюционными теориями, где в субъективном благополучии и развитии человечества определяют основным влияющим элементом именно положительные эмоции;
  • Теориями темперамента и личности, в которых с помощью темперамента и личностных свойств человек может быть счастливым, а значит, и существовать в благополучии;
  • Теориями относительного стандарта, где субъективным благополучием является разность прошлых заслуг, уровня жизни других людей и т.п. и действительностью человека.

Различные психологические концепции имеют свои объекты и признаки счастья.

Методики исследования

Психологическое благополучие это

Субъективным благополучием, исследованием его проблематики занимаются и в наше время. Эта тема не утрачивает своей актуальности. Изучение воздействий хронических заболеваний на состоянии конкретной личности, на ее эмоциональной составляющей, французские психологи Перудент-Бадокс, Мендельсон и Чиче создали свою шкалу — методику скрининга, диагностирующую личностную оценку собственных эмоций, что связано с оцениванием своего состояния здоровья, удовлетворенности жизнью, повседневными связями, включая социально психологические отношения. Позже психологи Ярославского университета адаптировали данную методику.

Может быть интересно:  Стать психологом образование

Американскими психологами Шейером и Карвером была разработана методика для выявления диспозиционного оптимизма, как элемента благополучной жизни. Личностной диспозицией оптимизма или пессимизма является совокупность общих перспектив (и положительных, и отрицательных), которые касаются будущих событий. В результате изучения пришли к выводу, что оптимистический настрой и эффективная адаптация в стрессовых ситуациях, успешное психологическое функционирование, физическое и психическое здоровье находятся в тесной взаимосвязи.  Российские исследователи применяют адаптационную версию этого теста.

Желание психолога Антоновского объяснить способность человека быть абсолютно здоровым после стрессовых ситуаций, в 1979 году привело к созданию концепции ощущения связности. С точки зрения автора у человека с выраженным чувством данного плана имеют место переживания намного меньше в условиях стресса. И он полон веры в собственные силы, чтобы удовлетворить требования окружающего мира. Чувству связности дают определение прочной, но динамичной эмоции уверенности в предсказуемости окружающей среды и событий, которые будут происходить по разумному ожидаемому сценарию. Это можно назвать сочетанием оптимистического настроя с контролем. Оно состоит из трех компонентов: постижимости, управляемости и осмысленности. Если события можно предсказать, значит, возникающие трудности преодолимы. Появляется ощущение смысла существования человека. Методику адаптировал Осин.

Интересовался благополучием и исследователь Мадди, который изучал проблематику сохранности здоровой и активной жизнеспособности именно в стрессовых ситуациях экзистенциального типа. В результате работы им был введен термин «жизнестойкость» для определения специфического моделирования различных навыков и установок, позволяющих людям трансформировать перемены в их жизни в новый ряд возможностей. С его точки зрения жизнестойкость состоит из вовлеченности, контроля, осознания и принятия рисков. Вовлеченность и переживания человека за результат своих действий взаимосвязаны. Это же касается и происходящих с человеком интересных и стоящих событий. Убеждения в наличие выбора, проявление инициативы и влияние на итоги действий, поступков представляют собой контроль. Под осознанием рисков понимается решительное использование нового опыта для развития личности.

Факторы воздействия на человека, пребывающего в субъективном благополучии

Набор воздействующих, имеющих определенную власть над благополучием любого человека факторов подразделяют на следующие категории:

  • объективные – относятся явления окружающего мира, классифицируемые в зависимости воздействия на человека в соответствии их роли;
  • субъективные – индивидуальные особенности человека психологического плана, включают:

1. эмоционально-волевую составляющую конкретного лица, в том числе продолжительность, выраженность, стойкость переживания, самоанализ, уровень удовлетворенности жизни;

2. мотивацию, как ценностный ориентир, установка и побуждение;

3. когнитивный элемент в виде способности к анализу и интерпретации жизненных событий, появлению рефлексов.

Таким образом, благополучию наносится определенный ущерб со стороны вышеперечисленных факторов внешнего влияния. А уровень воздействия в отношении конкретной личности можно определить только субъективных позиций.

Что считается благополучием личности со стороны субъективных ценностей?

Под благополучием личности понимают равнодействующую, активную систему в социальном и психологическом

Психологическое благополучие это

плане, которая включает общую оценку и то, как человек относиться к себе и собственной жизни. Она обладает всеми тремя составляющими явлений психологического характера, а именно: когнитивной, эмоциональной, поведенческой. Они все способны взаимодействовать и в определенной степени воздействовать один на другого.

Ключевыми элементами в благополучии для конкретной личности являются различные типы удовлетворенности. Это чувство проявляется к себе, жизни, работе, социальному отношению и т.п. Корреляция уровня личной точки зрения человека по поводу удовлетворенности намного выше уровня объективных условий. Причем человек, довольный собой, обладает более высоким благополучием. Другими словами, удовлетворение самим собой внутренне воздействует на человека, способствует проявлению познавательной активности, отношения к собственной персоне, другим членам сообщества в среде существования. 

Но благополучием не являются состояние полного счастья либо чувства удовлетворения определенной личности от абсолютно всего вокруг. Пребывая в благополучии, человек находится в динамическом состоянии равновесия, когда существует разнонаправленность переживаний, компенсирование удовлетворенности в различных сферах жизни личности. А неудовлетворенности в каких-то сферах жизнедеятельности в таком случае дана роль движущей силы личностного роста. 

Как видим, субъективное благополучие на сегодняшний день еще не до конца изучено.  Рассматривая результаты общих убеждений всех исследователей (российских и западных), напрашивается вывод: особенные черты конкретного человека имеют свое проявление в индивидуальной системе оценочных отношений к реальности сознательного и выборочного характера, а также его опыт отношений с другими членами социального окружения. Таким образом, особенным моментом таких социально-психологических исследований человека является комплексность подхода к изучению его потенциала. Такие личностные характеристики способны максимально проявляться путем взаимоотношений человека с окружающей средой (с помощью общественных взаимоотношений, мотивации социального направления в разных обстоятельствах, ценностных ориентиров и установок).

Особенности взаимоотношений личности влияют на значимую часть явлений ее мировоззрения, психических состояний и процессов. Это связано с эмоциональной стороной состояния, вызванного переживаниями по поводу событий, имеющих для конкретного лица большое значение. Все это отражается на благополучии людей, ведь они не могут не  взаимодействовать с социумом.

Оцените статью
Добавить комментарий