- Зависимость от чужого мнения часто становится барьером на пути к личностному и профессиональному развитию. Например, вы хотите запустить собственный проект, сменить карьеру, переехать в другой город, но боитесь негативной оценки извне и, как следствие, откладываете свою мечту. И, возможно, не возвращаетесь к ней вовсе. Этот страх «не быть одобренным» связан с низким уровнем самооценки и уверенности в себе. Но как избавиться от этой зависимости и научиться эффективно анализировать себя? Отвечаем на этот вопрос, разбираясь в феномене социального одобрения.
- Как стать менее зависимым от мнения окружающих
- Создайте собственную философию
- Составьте список своих достижений
- Чаще прислушивайтесь к себе
- Анализируйте критику
- Подумайте о последствиях негативной оценки извне
- Почему мы зависим от мнения других
- Как понять, что я зависим от чужого мнения
- Как избавиться от этого
- Начните выбирать сами
- Забудьте о критике
- Проанализируйте своё прошлое
Зависимость от чужого мнения часто становится барьером на пути к личностному и профессиональному развитию. Например, вы хотите запустить собственный проект, сменить карьеру, переехать в другой город, но боитесь негативной оценки извне и, как следствие, откладываете свою мечту. И, возможно, не возвращаетесь к ней вовсе. Этот страх «не быть одобренным» связан с низким уровнем самооценки и уверенности в себе. Но как избавиться от этой зависимости и научиться эффективно анализировать себя? Отвечаем на этот вопрос, разбираясь в феномене социального одобрения.
«Если ваше чувство собственной значимости возрастает и убывает в зависимости от посторонних взглядов — а это внешний фактор, — вы встали на скользкий путь», — предупреждает , автор книги «Уверенность. Внятное руководство по избавлению от страхов, комплексов и тревог». Зависимость от чужих мнений делает человека уязвимым. Это не значит, что стоит отказаться от них вовсе. Но для развития ассертивности (навыка принятия решений и повышения уверенности в себе) нужно уметь фильтровать оценки извне и адекватно на них реагировать. Форен объясняет, что человек рождается без чувства собственного «я», а картина личности конструируется благодаря окружающим людям, в частности семье. И тогда представление о себе основывается на том, как воспринимают этого человека окружающие. Для того чтобы быть «хорошим мальчиком/девочкой», нужно слушаться родителей. Потребность в одобрении остается и в более позднем обществе. Только теперь вести себя «прилично» нужно перед обществом. В некоторых случаях субъективное восприятие самих себя так и остается зависимым от того, как воспринимают этого человека окружающие.
В журнале eLife опубликована статья, в которой продемонстрированы результаты исследования, проведенного учеными Университетского колледжа Лондона. Авторы выделили основные факторы, влияющие на самооценку людей. В эксперименте было 40 участников, каждый из которых был оценен 184 незнакомыми ему людьми, которые основывались на профиле в социальной сети. На самом деле одобрение получали случайным образом, однако участники были убеждены в том, что это не так.
Оценщиков разбили на группы в соответствии с тем, какой процент участников был одобрен (15%, 30%, 70% или 85%). Во время сканирования участникам сообщали имя оценщика и цвет его группы, после чего нужно было предположить, понравился ли он этому человеку. Затем участники получали информацию о «реальной» оценке себя. Наблюдалась следующая тенденция: участник считал, что, если этот оценщик одобрил 70% или 85%, скорее всего, он входит в этот процент. Это была «ожидаемая оценка». Но если же она не совпадала с «реальной», повышался уровень тревожности, менялось настроение. На основании этого исследователи выявили главный фактор, определяющий самооценку, — ошибку предсказания социального одобрения (англ. social approval prediction error, сокращенно SPE). Она показывала разницу между ожидаемым и полученным одобрением.
Люди с низкой самооценкой ожидают, что другие будут видеть их в негативном свете, они чрезмерно восприимчивы к обратной связи. В этом кроется страх быть «не одобренным» обществом, который и побуждает к тому, чтобы подстраиваться под остальных и быть социально удобным. В свою очередь, устойчивое негативное отношение к себе влечет за собой возникновение психических расстройств, включая депрессию, тревогу и психоз, отмечают исследователи. Поэтому необходимо устойчивое формирование представления о собственном «я», которое не будет разрушено вследствие критики.
Американский психотерапевт Мел Шварц, автор книги «The Possibility Principle: How Quantum Physics Can Improve the Way You Think, Live and Love», утверждает: «Подлинная самооценка не зависит от других или внешних по отношению к нам вещей. Чувство собственного достоинства исходит изнутри. Если мы откажемся от карьеры, семьи, друзей, имущества и достижений, с чем мы останемся? Помимо очевидных потерь, нравится ли нам и уважаем ли мы то, что мы есть, независимо от маркеров уважения других?» Благодаря здоровой самооценке и уверенности в себе человек легче воспринимает критику и использует ее во благо, понимает собственные потребности и желания, понимает свои преимущества и недостатки и находит зоны роста, вследствие чего раскрывает собственный потенциал.
Как же понять, что вы все же постоянно нуждаетесь в оценках извне? Кэролайн Форен в своей книге выделила следующие признаки того, что вы слишком зависимы от мнения других:
Как стать менее зависимым от мнения окружающих
Создайте собственную философию
, доктор философии, психолог, который работает с олимпийцами, известными личностями, руководителями компаний из списка Fortune 100, в своей колонке на Harward Business Review предлагает создать личную философию, задав себе следующие вопросы:
После того как вы ответите на эти вопросы, обведите слова и фразы, которые вас воодушевляют. Изучив то, что осталось, попробуйте придумать фразу или предложение, которое точно соответствует тому, кто вы есть и как вы хотите жить.
Составьте список своих достижений
Благодаря рефлексии вы можете проанализировать свой опыт и использовать его во благо. В контексте формирования здоровой самооценки можно составить список собственных достижений. Подумайте, чего вы уже добились и какие усилия были приложены к этому, определите, в каких сферах вы достигаете лучших результатов. Вспомните все проекты, над которыми вы трудились (даже если вы участвовали в них частично), все дополнительные обязанности. Важно: приводите конкретные примеры.
Ответьте на следующие вопросы:
Кэролайн Форен советует перечислить пять достоинств, которые вы цените больше всего. «Закончив, запишите свое собственное новое определение успеха — или, по крайней мере, каким бы вы хотели его видеть. Он все еще связан с внешними проявлениями — деньгами, модной одеждой и т. п.? Или все-таки успех — это чувство удовлетворения, спокойный сон и довольство собой?» — пишет Форен.
Чаще прислушивайтесь к себе
Честный ответ на вопрос «Чего я хочу?» становится отправной точкой в личностном и профессиональном развитии. Четкое понимание своих желаний и потребностей позволяет выстраивать траекторию развития, следовать ей и корректировать, если желания изменились.
Анализируйте критику
Когда вы получаете негативную обратную связь, есть несколько вариантов действия: расстроиться и остановиться, обидеться и продолжить, проанализировать и найти точку роста. Конечно, критика далеко не всегда является конструктивной. Но для начала это нужно распознать, абстрагировавшись от эмоций. Подумайте: какие аргументы приводит тот или иной человек в защиту своего мнения? Почему он вообще выражает его? Какую цель преследует? Соответствуют ли его представления действительности? Если же критика является конструктивной, определите выделенные недостатки и составьте план работы над ними.
Подумайте о последствиях негативной оценки извне
«Наши поступки редко задевают окружающих так сильно, как нам кажется, но страх перед чужим мнением действует на нас чрезвычайно», — пишет Кэролайн Форен. Она призывает подумать над тем, что произойдет, если вы получите негативную оценку со стороны. Как именно это скажется на том, что вы делаете? Как это отразится на вашей жизни? На самом деле ничего сокрушительного не произойдет. Если вы не совершаете какой-то вред или то, что нарушает общепринятые нормы морали, скорее всего, вы не станете изгоем общества (если для вас это наихудший сценарий).
Как перестать зависеть от чужого мнения? Да просто перестаньте обращать на остальных внимание!
Скажите, вам эти советы еще не надоели?
Вот есть у вас проблема, вы идете в интернет, пишите «как перестать зависеть от чужого мнения» и думаете «Ну уж на этот вопрос психология смогла найти ответ?»
И что же готовы вам предложить российские профессиоаналы?
Я себе выписал ответы:
— Надо выработать свое собственное мнение и перестать со всеми соглашаться.
— Концентрируйте внимание на своих собственных ценностях, а не на ценностях других людей.
— Принимайте себя таким, какой вы есть и будьте настоящей версией себя.
— Вы должны понять, что вы не денежка, чтобы всем нравиться.
А мое любимое “Вам надо просто перестать обращать внимание на мнение других!”.
Несмотря на свою вопящую очевидность, с этими советами вряд ли можно поспорить, и может быть они даже работают.
По четвергам, с двух до двух пятнадцати.
Только остается главный вопрос:
КЭ А КЭ?
Как мне перестать обращать внимание на мнение других людей, если это самое внимание, зараза такая, постоянно само обращается?
В этом посте не будет никаких банальностей, очевидностей, советов за триста, и уроков за пятьсот. Сегодня, вы получите несколько техник, которые помогут вам справиться с зависимостью от чужого мнения. Чистая, как слеза депутата, практика.
К счастью, чистая практика не может обойтись без увлекательной теории.
Прежде всего, определимся с терминами — что такое зависимость от чужого мнения?
Это совокупность убеждений, ощущений и программ поведения, проявляющая себя в систематическом игнорировании и подавлении собственных желаний и потребностей ради получения положительной или избегания негативной оценки другими людьми;
Теперь разберем признаки этого определения.
Убеждения — это представления о том, как реальность устроена (карты) и как мне в этой реальности действовать (программы);
Какие убеждения можно обнаружить у людей, которые зависят от мнения окружающих?
Я подготовил для вас примерный список того, с чем я работаю на консультациях:
Вторым признаком зависимости являются неприятные ощущения, возникающие в ситуациях потенциального одобрения или неодобрения ваших действий другими людьми.
Это может быть страх, ужас, паника, ступор, стыд, вина, напряжение и так далее.
Как только вы испытываете эти ощущения, у вас включаются выученные программы поведения, такие как: спрятаться, уйти, соврать, заискивать, жаловаться, бичевать себя и так далее.
Следующий важный признак зависимости от чужого мнения — это наличие собственных желаний и потребностей, которые систематически игнорируются или подавляются.
Проблема зависимости возникает тогда, когда есть внутренний конфликт, между своим и чужим. Между моими желаниями и чужими оценками.
Если бы не было своего, то не было бы напряжения, не было бы внутреннего конфликта, не было бы и проблемы. Мы бы просто впитывали чужое, и слепо делали то, что нам говорят.
Стало быть не важно, осознаете ли вы свои желания и потребности, или нет. Если есть напряжение — значит есть конфликт, если есть конфликт — значит есть мое и чужое, которые между собой борются.
Откуда и как формируется зависимость от чужого мнения?
Как и большая часть психологических проблем — от неврозов родителей и их педагогической безграмотности.
Можно выделить несколько факторов, которые могут повлиять на развитие зависимости от чужого мнения:
Первый — это диктатура. Ребенок бесправное существо, у которого нет права на собственное мнение. Все что хочет ребенок — это херня, и он будет делать только то, что хотят родители. Желания и потребности ребенка полностью игнорируются, и страдать ему по этому поводу запрещено. Почему? Потому что я так сказала, рот закрой и сиди тихо.
Второй — инвестиционный проект. Ребенок надежда родителей на реализацию их нереализованных хотелок. Поэтому ребенок должен прилежно учиться, радовать маму с папой, быть удобным и приятным. Его собственные желания и потребности так же игнорируются, поскольку он непременно должен достичь того, чего не достигли родители. Или стать успешным, потому что родителям нужны разносчики стаканов с водой.
Третий — гиперопека. Ребенок — сахарный кулек без ручек и ножек, поэтому его надо всячески оберегать и все за него делать, включая подтирание попки. Казалось бы, что у таких-то родителей все желания и потребности ребенка осуществляются? Фигушки, любая инициативность и самостоятельность ребенка подавляется, любые опасные и ненадежные увлечения выжигаются советской сваркой. Итог — как в анекдоте: — Мама, я проголодался? — Нет сына, ты хочешь в туалет.
Четвертый — будь как мы, будь как все. Мама с папой сами довольно зависимы от чужого мнения, например бабушек и дедушек, и они соответствующим образом воспитывают своих детей. Все “странное, необычное, непривычное” в желаниях и потребностях ребенка осуждается со словами “А что подумают люди?”.
Пятый — непоследовательность. Случается, когда в процессе воспитания участвует несколько человек с разными моделями воспитания. Например детей воспитывает родители и бабушки с дедушками. Одни ребенку разрешают что-то, другие это же самое запрещают. То есть наличие или отсутствие какого-то правила зависит от прихоти взрослых. Из-за чего ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к чужим хотелкам, игнорируя свои желания и потребности.
Ладно, вы же видите, что внизу еще гора текста, кого я тут пытаюсь разыграть.
Что именно вы сегодня с вами будем делать?
Проблема «зависимости от чужого мнения» имеет несколько своих измерений:
Психотерапия — это как восхождение на гору, зайти можно с любой стороны, вершина всегда одна. Мы с вами зайдем со стороны будущего, то есть негативных прогнозов и ожиданий.
Всякий раз, когда вы думаете о том, чтобы делать так, как вам хочется, у вас может возникнуть спектр чувств, таких как: страх, тревога, чувство вины или стыда, чувство беспомощности или чувство бессмысленности.
Существуют пять взаимосвязанных источников для таких прогнозов:
—Собственный негативный непосредственный опыт в прошлом (пробовал раньше знакомиться – не получилось);
—Похожий опыт (пробовал раньше общаться с незакомыми людьми на вечеринках — получалось плохо);
—Негативный опыт других людей, которые пробовали сделать это (видел, как другие обсираются — сам не хочу);
—Программирование близкого окружения (если ты попробуешь сделать это, говорила мне мама, то ты обязательно обосрешься);
—Интегрированное мнение других людей (я слышал, что если ты попробуешь сделать это, то обязательно обосрешься);
Все это является фундаментом для собственного решения — я точно знаю, что обосрусь, поэтому я не буду это делать.
Первый практический блок — сбор материала для проработки.
1. Ознакомьтесь с таблицей убеждений, которую я привел выше. Ссылка на PDF
2. По каждому из убеждений задайте себе вопрос: “Насколько я верю в эту идею, или насколько она для меня правдива?”. От нуля до ста процентов, где ноль — не верю вообще, а сто — верю полностью.
3. Составьте список убеждений, от наиболее правдоподобного к наименее правдоподобному.
4. К каждому из убеждений задайте серию следующих вопросов:
—Были ли у меня в жизни ситуации, которые подтверждают это утверждение?
Например: “Мои потребности и желания не важны”. Есть ли у меня опыт, когда мои потребности и желания обесценивались, признавались не важными, не существенными? От моих желаний и потребностей отмахивались или их открыто игнорировали?
Кто нибудь из моего окружения (семья, друзья, знакомые) поддерживает это утверждение?
Тут два варианта:
— Кто-то из окружения считает, что ВАШИ желания и потребности не важны. Например вам уже тридцать годочков, а ваша мама до сих пор отказывает вам в праве иметь собственные желания и потребности. Советует вам всякую чепуху, критикует ваши решения, вторгается в ваше личное пространство и так далее.
— Кто-то из окружения считает, что ИХ желания и потребности не важны. Например ваш товарищ не может послать в пешее эротическое своих родственничков, которые уже целый месяц гостят в его квартире недельку.
Готово, теперь у вас есть материал для работы.
Приступаем к отработке:
Техника 1 “Заживление ран”
1. Выбери первую ситуацию. Кратко опиши ее — когда произошла, кто в ней учавствовал и что произошло.
2. Опиши свои ощущения, когда ты вспоминаешь про свой неудачный опыт. Неприятно ли об это вспоминать?
3. Если нет, то переходи к следующей ситуации. Мы ищем неприятные ощущения.
Если да — то как можно назвать это ощущение? Стыд, вина, обида, разочарование, беспомощность, подавленность или что-то другое?
4.Опиши эти ощущения по следующим критериям:
—где ощущается в теле? Голова, шея, грудь, спина, живот, руки, ноги?
—какое по размеру?
—что-то статическое, как будто бы застряло на одном месте, или же перемещается?
—это что-то расширяющееся, сжимающее, давящиее, тянущее или нечто иное?
—по температуре, скорее теплое или холодное?
—сколько процентов энергии отнимает?
5. На материальном уровне это нейронные связи, формирующие специфический рисунок нервно-мышечного напряжения, возникающий в ответ на определенной внешний раздражитель.
На образом уровне — вас ранили. Словом, действием, отношением. И эта рана еще как будто бы не зажила, и до сих пор болит. И всякий раз, когда вы только думаете о том, чтобы следовать своим собственным желаниям и потребностям, тело напоминает вам об этой ране неприятными ощущениями.
6. Тело хранит этот опыт, чтобы не допустить подобных ситуаций в будущем. И оно будет продолжать воспроизводить этот болезненный опыт, пока не получит иного опыта. Или пока вы не примите решение — нужно ли вам воспроизводить этот опыт?
7. Посмотрите на рану — какой ее образ? Как оно вам рисуется? Чистая рана или нагноившаяся? Рана поверхностная, глубокая или сквозная? Рваная, колотая, резаная?
8. Проследуйте своим мысленным взором до самой дальней точки этой раны. Есть ли на ее дне какие-нибудь осколки? Какая-нибудь грязь, гной, мусор?
9. Теперь примите решение — собираетесь ли вы дальше ходить с этой раной дальше по жизни, или же все таки хотелось бы восстановится? Вопрос может показаться риторическим, но очень часто наличие каких-то травм несет для нас вторичные выгоды. Мы можем использовать свою боль для чего-то в своей жизни, например для самооправдания.
10. Если вы твердо решили исцелится, и никаких вторичных выгод у вас нет — тогда задайтесь вопросом — что с этой рано можно было бы сделать?
11. Например, можно было для начала ее очистить от грязи, гноя и мусора. От всего черного, серого и коричневого. От всего дурно пахнующего, застарелого, заплесневелого. Как именно это можно было бы сделать?
12. Когда придумаете свой собственный способ очистки раны — позвольте ему осуществится. Наблюдайте, как происходит очищение, или как оно бы происходило, если бы вы позволили процессу осуществится.
13. После очищения раны, можно подумать о способе заживления. Зашить, или может чем-нибудь помазать? Найдите свой собственный способ заживления раны и позвольте вашему телу его осуществить.
14. После того, как рана затянется, проверьте ваши ощущения. Критерием того, что вы не просто фантазируете всякое, а занимаетесь психотерапевтической работой будет изменение ощущений. Если стало легче — значит вы все сделали правильно.
15. Вновь проиграйте травмирующую ситуацию в голове, от начала до конца. Как теперь изменились ощущения? Проверьте рану — не открылась ли она вновь? Если открылась — то повторите процедуру по исцелению вновь.
16. Как только от этой ситуации не останется никаких ран, переходите к проработке следующей ситуации из списка.
Техника 2 “Отсоединение от авторитета”
1. Выберите человека, от мнения которого вы зависите, или неодобрение которого вызывает у вас неприятные телесные ощущения.
2. Представьте образ этого человека.
3. Как ваше тело реагирует на эту картинку? Возникает ли где-нибудь неприятное ощущение, и если да, то где? Если нет — переходите к следующему человеку, мы ищем телесный отклик.
4. Опишите возникшее неприятное телесное ощущение, возникающее в ответ этого человека.
5. Задача — забрать свое и отдать чужое.
6. Представьте, что от вашего ощущения к картинке тянется маленькая ниточка. На конце этой ниточки находится нечто, принадлежащее вам.
7. Мысленно потяните за эту ниточку, представляя, как нечто принадлежащее вам возвращается обратно в ваше тело.
8. Нечто может выглядеть как угодно — как что-то конкретное, или что-то абстрактное. Как газ, жидкость, желе или нечто твердое. Как образ самого себя, или как просто неясное свечение.
9. Как только вернется, разместите это нечто в надлежащее для него место.
После этого вновь мысленно посмотрите на картинку и спросите себя: “А нет ли во мне чего-то, что принадлежит этому образу? Какие нибудь мысли, идеи, опыт? Ощущения, образы, мысли”?
10. Если обнаружите что-то чужеродное, то задайте себе вопрос “Это для меня полезно или нет?”. Все полезное оставляете, все бесполезное или откровенно неприятное со словами “Мне чужого не надо, своего хватает” извлеките из себя и верните этому образу.
11. Как только произойдет обмен (вернули свое и отдали чужое), проверьте свои ощущения.
Если в теле возникнет какое-то сопротивление, значит вы вытащили не все из этой картинки. Проверьте, может быть вы не забрали или не отдали еще что-то.
12. Когда обмен будет завершен, скажите про себя или вслух следующую фразу: “Мне абсолютно все равно, как ты ко мне относишься”.
13. Проверьте ощущения. Если возникает сопротивление, как будто бы это фраза не совсем правда, то где это сопротивление? Голова, шея, грудь, спина, живот, руки, ноги?
14. Опишите это ощущение и спросите себя: “Это мое отозвалось или чужое”?
15. Если чужое — то не пора ли это отпустить? Наблюдайте, как это нечто растворяется, вытекает, сжигается, испаряется или исчезает любым другим способом.
16. Если свое — то оцените степень полезности этого для вашей жизни. Оно для чего-то нужно, чему-то служит? Помогает решать проблемы, достигать целей и получать удовлетворение в процессе? Если нет — то повторите процедуру из пункта 15.
Если все таки в этом есть нечто полезное, то определите — на сколько процентов? Допустим полезного там процентов 20, а бесполезного — 80. Бесполезное отпускаете по пункту 15.
Оставшееся полезное впитывайте и наблюдайте, как оно распределяется по телу.
17. Как только отработает все возможное сопротивление, и фраза “Мне все равно, как ты ко мне относишься” перестанет ощущаться неправдой, переходите к отработке следующей авторитетной фигуры.
На сегодня все, пишите в комментариях свои вопросы и уточнения по практической и теоретической части. Увидимся в комментариях и в следующих постах.
Человек часто оказывается заложником общественного мнения. Эта зависимость не даёт ему спокойно жить, развиваться, просто быть собой, вопрос «Что подумают обо мне другие?» становится выше собственных желаний. Для достижения своих целей зачастую нужно выходить из зоны комфорта. «Рост» поговорил с психологом и основательницей «Академии самопознания и психологи» Татьяной Обуховой о том, почему мы зависим от чужого мнения и как от этого избавиться.
Почему мы зависим от мнения других
Детство — золотая пора, спонтанные и искренние самовыражения вызывают радость и внимание окружающих. «Будь собой и ничего не бойся!», — говорят взрослые своим детям, желая максимально подкрепить его свободу самовыражения. Но бывает и другой родительский посыл, формирующий установки, которые не позволяют ребёнку вести себя естественно. Родитель, из-за собственных ограничений, постоянно испытывает раздражение, страх, когда ребёнок ведёт себя не так, как другие. Родительские замечания «Не ори», «Да как ты смеешь так говорить», «Что только люди подумают», делают ребёнка замкнутым, поэтому, чтобы не потерять любовь родственников, дети отказываются от возможности вести себя естественно.
Другой вариант — гиперопека, которая не даёт свободы ребёнку и пытается сделать его «идеальным». Гиперопека проявляется в словах, которые, на первый взгляд, не означают ничего плохого: «Надень это платье, так лучше будет», «Не бегай, ты же хороший мальчик», «Это тебе больше подходит».
Ребёнок теряет контакт с собой в обоих случаях, у него возникают мысли, которые сказываются на принятии решений. Оказавшийся рядом человек предлагает готовый вариант, отказаться от которого ребёнок не может, потому что родители знают как «правильно». А когда речь идёт о давлении, внушении со стороны родителя, детям сложно отстоять право на собственное мнение.
У таких детей в подростковый период ничего не меняется. Родители через угрозы и «навязывание» ведут ребёнка по «правильной» дороге, такой путь исключает получение опыта, благодаря которому человек взрослеет и учится брать ответственность за свою жизнь.
При воспитании нужно научить ребёнка слушать себя, развивать чувственное познание и осознанность в каждом возрасте. В подростковый период дети наиболее подвержены влиянию общественного мнения, поэтому родителю важно направить внимание подростка на внутренний диалог: «Что ты думаешь об этой ситуации?», «Как бы ты здесь поступил?», «Мне нравится твоё видение этого вопроса». Если у ребёнка есть своё виденье, то нужно попытаться его реализовать.
Как понять, что я зависим от чужого мнения
«Взрослый ребёнок», когда выходит в мир, продолжает ждать решения от других людей, потому что не привык действовать по-своему. Часто при взрослении дети обрывают отношения с родителями, потому что не выдерживают давления, но из-за скованности находят друзей, коллег, которые продолжают не давать человеку высказывать своё мнение.
Зависимость от чужого мнения, страх оценки — это проявление инфантильности, психологической незрелости, которая сводится к неумению брать на себя ответственность и делать выбор. С детства внутренний диалог был замещён внешними наставлениями, и человек перестал понимать себя – свои чувства, потребности. Он уже знает, что должен почувствовать, как должен ответить и отреагировать, чтобы понравиться окружающим. Но всё это маска, которая сформирована желаниями общества и внутренними ограничениями родителей, которые они «по наследству» передают своему ребёнку.
Есть люди, которые зависят от оценки не только близких людей, но и тех, с кем даже не знакомы. В этом случае человек «задыхается» из-за собственных мыслей и ограничений, потому что его преследует постоянный страх оценки, критических замечаний, осуждений.
Чувствуете, что вышеперечисленные высказывания — ваша позиция, тогда вам стоит поработать над собой.
Как избавиться от этого
Познание себя — путь достаточно длинный, поэтому нужно иметь упорство и научиться не руководствоваться чужим мнением. Но это не значит, что придётся со всеми спорить, просто нужно выслушивать чужую точку зрения и при принятии своего решения не брать её как основополагающую, а прислушиваться к себе. Люди — наше отражение, через контакт с ними мы можем услышать себя. Если вам сложно сформулировать своё мнение, попробуйте писать отзывы на фильмы, которые недавно посмотрели. Не обязательно их публиковать, пускай они лежат в заметках на телефоне. Когда человек пишет отзывы, он высказывает своё мнение — чем ему понравилась картина, а что оттолкнуло.
Начните выбирать сами
Попробуйте с малого: «чай или кофе?». Многие и на этот вопрос отвечают: «Налейте, что есть». Не предлагают горячие напитки? Не беда. Многие, например, любят советоваться с друзьями во время покупки одежды. Замечали такое за собой? Откажитесь от этой привычки. Доверяйте себе и выбирайте то, чего действительно хочется. С выбором определились? Теперь учитесь принимать решения самостоятельно. Помните, вы, и больше никто, несёте ответственность за своё будущее, за вас никто не примет решение, потому что вы способны всё сделать сами.
Забудьте о критике
Главное, не надо обращать внимание на критику, она будет. А люди, которые критикуют, скорее всего, сами хотят ступить на ваш путь, но боятся, поэтому пытаются помешать и вам. А если что-то в этой критике вас «задело», поговорите с собой: «Почему я сейчас сомневаюсь, что повёл себя правильно?», «Почему я повёл себя так?», «Как по-другому в этой ситуации я мог себя проявить?». Если внутренний диалог не приносит результатов, то услышать внутренний голос помогут личные встречи с психологом.
Проанализируйте своё прошлое
Возможно, после анализа, получится выявить те ситуации, где за вас принимали решения другие люди. Вам не нравится итог? Измените его, если это возможно.
Все эти советы — ваш путь. На нём будут взлёты и падения, но не бойтесь ошибок! Нет такого понятия, как «ошибка», есть понятие «опыт». Надо перестать себя оценивать, а каждый опыт для себя осознавать с позиции того, чему вы научились и в чём стали сильнее. Не сравнивайте себя с другими, сравнивайте себя с собой вчерашним. Ведь только это истинная конкуренция.
«Рост.медиа» также поговорил с молодыми людьми, которые на протяжении долгого времени были подвержены влиянию общественного мнения, и узнал, как им удалось «обрести себя» и перестать бояться чужого мнения.
, 18 лет
«Я долго зависела от чужого мнения. Меня волновало, что скажут люди, что они подумают насчёт моего внешнего вида. У меня был переходный период, и все недочёты внешности усугубляли ситуацию. Меня беспокоили любые фразы, которые люди говорили в мой адрес. Но однажды я посмотрела в зеркало и поняла, что люблю себя такой, какая я есть. Мне помогли записи в социальных сетях, которые я читала каждый день и которые действовали на меня как аффирмации. Например: «Ты сильная и всё сможешь», «Ты самая красивая, таких, как ты, больше нет».
С каждым днём я становлюсь увереннее и больше провожу времени у зеркала, потому что нравлюсь себе. А когда я полюбила себя, мнение окружающих стало совсем неважно, к тому же я поняла, что каждый говорит тебе о том, что беспокоит его самого.
Когда я выбирала профессию, близкие настаивали на своём варианте, который, по их мнению, «подойдёт мне лучше», но со слезами на глазах я отстояла свой выбор. Его со временем приняли. В этом году я буду поступать на журфак.
Нужно понять, что единственный человек, которого нужно слушать, — это ты сам. Я хочу, чтоб каждый человек полюбил себя и научился придерживаться собственных желаний. Я научилась и счастлива!».
, 17 лет
«Изначально я сама не замечала, как долго могла находиться под влиянием общественного мнения. Когда пришло осознание, я стала выходить из собственной зоны комфорта и делать что-то несвойственное прошлому образу жизни, тогда появился внутренний голос: «А вдруг кому-то не понравится». Я сама себе помогаю выбраться из этого состояния, тут главное перетерпеть и продолжать делать то, что начал.
В этой ситуации мне помогает просмотр мотивирующих видео на «Ютубе», которых там достаточно, чтобы вдохновиться и не уйти с намеченного пути. Со временем эти мысли запоминаются и потом, неожиданно для себя, осознаешь: «О, меня совсем не волнует, что думают другие».
«Общественное мнение не может совсем ничего не значить, ведь мы социальные существа. Но иногда оно мешает жить, покорять новые вершины. Надо прислушиваться к себе, ведь невозможно быть идеальным для всех: сколько людей столько и мнений. Помнить об этом — один из способов избавиться от зависимости от чужого мнения.
Помимо таких размышлений мне ещё помогают два способа. Первый — использование аффирмаций. Это своеобразный девиз из мотивирующих слов, который можно повторять на протяжении всего дня или хотя бы 10 минут утром. В итоге установка закрепится в подсознании. Это могут быть даже банальные фразы вроде «Я в себя верю», «У меня всё получится, потому что я смелая и решительная». Особенно помогает в стрессовых ситуациях или утром перед важным днём.
Второй — осознание результата. Часто острая зависимость от общественного мнения наступает тогда, когда предстоит принять решение или начать что-то новое. Я представляю результат своей деятельности, успех. К примеру, страх развития блога из-за неприятия со стороны могут побороть мысли о том, как мне будет хорошо, когда канал вырастет».
Как правило, зависимые от чужого мнения люди также легко поддаются манипуляциям. «Рост.медиа» поговорил с новосибирским психологом Анной Портновой и узнал, как распознать манипуляцию и не поддаться на уловки манипулятора.